Водный налог: какие предусмотрены сроки уплаты и льготы?

Кто признается плательщиком водного налога – НалогОбзор.Инфо

Водный налог: какие предусмотрены сроки уплаты и льготы?

  • 1 Ответственность
  • 2 Когда платить водный налог не нужно
  • 3 Постановка на учет

Платить водный налог должны те, кто использует водные объекты по лицензии. Это могут быть как организации, предприниматели, так и обычные граждане. Причем во внимание нужно брать также лицензии, которые получили до введения Водного кодекса. То есть до 1 января 2007 года.

После этой даты водопользование не лицензируется. Поэтому, после того как закончится действующая лицензия, водопользователь заключит договор или получит разрешение и платить будет уже не водный налог, а плату по договору.

До окончания срока действия таких лицензий их владельцы признаются плательщиками водного налога.

Условно плательщиков водного налога можно разделить на две группы. Если вы не подходите ни под одну из них, значит, обязанности платить налог нет.

Также разобраться с тем, когда платить водный налог, а когда нет, поможет таблица.

Первая группа: пользуется объектами, для которых сейчас нужна лицензия

Сейчас лицензию выдают только на один вид водопользования. Это забор воды из подземных водных объектов. Так предусмотрено Законом от 21 февраля 1992 г. № 2395-1. То есть по такому виду водопользования платить налог обязательно, даже если лицензию вы по какой-то причине не получили.

Вторая группа: есть на руках действующая лицензия, которую продлять больше не нужно

Для нескольких видов водопользования сейчас действуют правила Водного кодекса. То есть получать лицензии для них больше не нужно. Вместо этого оформляют договор или разрешение. И перечисляют не налог, а специальные платежи. Но если лицензии, выданные ранее, еще действуют, то до окончания срока за их обладателями сохраняются обязанности плательщика водного налога.

Это случаи, когда организация:

  • забирает воду с поверхности водных объектов;
  • использует акватории водных объектов (кроме лесосплава в плотах и кошелях);
  • использует водные объекты без забора воды для целей гидроэнергетики;
  • использует водные объекты для сплава древесины в плотах и кошелях.

Так установлено пунктом 1 статьи 333.9 Налогового кодекса РФ.

Внимание: в Москве и Санкт-Петербурге с 1 января 2015 года не действуют лицензии (договоры) на пользование водными объектами, которые были выданы (заключены) до 1 января 2007 года. То есть до того, как был введен в действие Водный кодекс. Об этом сказано в пункте 5 статьи 5 Закона от 3 июня 2006 г. № 73-ФЗ.

Когда срок лицензий на перечисленные выше виды водопользования истечет, получать новые уже не понадобится. Вместо лицензии будет один из двух документов:

  • договор на использование водных объектов. Его заключают с региональными или местными администрациями. По договору и взимают плату за воду;
  • решение о предоставлении водных объектов в пользование. Решение предоставить водный объект для обороны и безопасности государства принимает Правительство РФ, а для других целей – региональные или местные администрации.

Это следует из статьи 333.8 Налогового кодекса РФ и статей 11–12, 21 Водного кодекса РФ.

Ситуация: нужно ли платить водный налог, если организация Крыма (Севастополя) использует подземные водные объекты без лицензии?

Ответ на данный вопрос зависит от того, должна ли организация получать лицензию на такую деятельность.

Есть случаи, когда использовать водный объект можно без лицензии. В таком случае платить водный налог не надо.

Если же на водопользование получить лицензию нужно, то платить налог придется. Даже если организация не выполнила обязанность и не получила разрешение, она не освобождается от уплаты водного налога. Исключений для организаций Крыма (Севастополя) в законодательстве нет.

Кроме того, за самовольное занятие водного объекта предусмотрена ответственность.

Это следует из статьи 333.8 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмом Минфина России от 10 июля 2015 г. № 03-06-05-02/39744.

Ситуация: нужно ли платить водный налог, если организация осуществляет забор воды на территории Республики Крым и Севастополя?

Ответ на этот вопрос зависит от целей забора воды.

По общим правилам организация обязана заплатить водный налог, если использует водный объект на основе лицензии.

В настоящее время лицензию выдают только на один вид водопользования. Это забор воды из подземных водных объектов. Подземными водами пользуются на основе лицензии по Закону от 21 февраля 1992 г. № 2395-1.

Кроме того, продолжают действовать лицензии, которые выдали ранее на другие виды водопользования. А именно на забор воды из поверхностных водных объектов, а также на использование водных объектов и их акваторий.

До окончания срока лицензии их обладатель будет плательщиком водного налога.

Организации Крыма вправе действовать по лицензиям, которые они получили еще на Украине (ст. 12 Закона от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ).

Налоговый кодекс не упоминает никаких исключений для Крыма по водному налогу. Так, на всей территории России действуют одинаковые ставки при заборе воды:

  • для водоснабжения населения;
  • из территориального моря и внутренних морских вод.

Однако ставки налога для водных объектов Крыма и Севастополя в Налоговом кодексе не предусмотрены. А налоговая ставка – это обязательный элемент, без которого налог считается неустановленным (п. 1 ст. 17 НК РФ). Поэтому, если организация осуществляет забор воды для других целей, рассчитать водный налог не получится.

Это следует из статьи 333.12 Налогового кодекса РФ, письма Минфина России от 16 марта 2015 г. № 03-06-05-02/13793 (доведено письмом ФНС России от 9 апреля 2015 г. № ГД-4-3/5980 до сведения территориальных налоговых инспекций).

Кроме того, учтите, что есть случаи, когда платить водный налог не нужно – даже в случаях забора воды из подземных водных объектов.

Ситуация: нужно ли платить водный налог, если организация осуществляет забор воды из поверхностных водных объектов на территории Республики Крым и Севастополя без лицензии?

Нет, не нужно.

Забор воды из поверхностных водных объектов не лицензируется. Никаких исключений для Республики Крым и Севастополя нет. Но это не значит, что платить за воду не нужно. Пользование водой в России платное. Вид этой платы зависит от целей использования воды. Это либо водный налог, либо плата по договору водопользования.

Забор воды из поверхностных водных объектов осуществляют на основе договоров водопользования. Их заключают с федеральными органами, региональными или местными администрациями. Это зависит от того, чьей собственностью является водный объект: федеральной, региональной или муниципальной соответственно. В договоре указывают размер, условия и сроки внесения данной платы.

Такие правила содержит подпункт 1 пункта 1 статьи 11, статья 12, подпункт 4 пункта 1 статьи 13 Водного кодекса РФ.

За забор воды из поверхностных водных объектов (кроме морей), которые находятся в собственности Республики Крым и Севастополя, установлена плата в размере 540 руб. за 1000 куб. м воды в пределах объема допустимого забора воды (постановление Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. № 876).

Ситуация: нужно ли платить водный налог, если организация осуществляет забор воды из первого от поверхности водоносного горизонта?

Да, нужно.

Водоносные горизонты относят к подземным водным объектам (подп. 2 п. 5 ст. 5 Водного кодекса РФ). А на забор воды из подземных водных объектов нужна лицензия по Закону от 21 февраля 1992 г. № 2395-1. Поэтому если организация-недропользователь изымает воду из недр, то она является плательщиком водного налога. Есть случаи, когда платить водный налог не придется.

А если организация забирает воду не из недр, а с поверхности водного объекта, то она платит не водный налог, а вносит плату по договору водопользования. Разобраться, когда организация подпадает под водный налог, а когда нет, поможет таблица.

Ответственность

Если лицензии нет, хотя должны были получить, то это не означает, что платить водный налог не придется. За самовольное использование водных объектов, кроме налоговой ответственности, грозит еще административная и уголовная.

https://www.youtube.com/watch?v=-bVcLPNPvPE

Размер административного штрафа составляет:

  • для граждан – от 1000 до 3000 руб.;
  • для предпринимателя – от 10 000 до 30 000 руб.;
  • для организаций – от 50 000 до 100 000 руб.;
  • для должностных лиц – от 10 000 до 30 000 руб.

Для организаций и предпринимателя штраф могут заменить на другое наказание – приостановить деятельность на срок до 90 суток.

Об этом сказано в статье 7.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

По Уголовному кодексу за деятельность без лицензий (разрешений) предусмотрено одно из следующих наказаний:

  • штраф, размер которого может достигать 300 000 руб.;
  • штраф в размере зарплаты (другого дохода) за период до двух лет;
  • обязательные работы сроком до 480 часов;

Такая ответственность установлена статьей 171 Уголовного кодекса РФ.

Когда платить водный налог не нужно

Ниже перечислены случаи, когда платить водный налог не нужно. Тут действует пункт 2 статьи 333.9 Налогового кодекса РФ. Условно можно выделить пять групп.

Группа 1. Забор воды из подземных водных объектов:

  • воды, которая содержит полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы;
  • шахтно-рудничных и коллекторно-дренажных вод.

Группа 2. Забор воды из водных объектов для:

  • ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий;
  • санитарных, экологических и судоходных попусков;
  • морских судов, судов внутреннего и смешанного (река-море) плавания, чтобы обеспечить работу технологического оборудования;
  • рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов;
  • орошения земель сельскохозяйственного назначения (включая луга и пастбища), полива садоводческих, огороднических, дачных земельных участков, земельных участков личных подсобных хозяйств граждан, для водопоя и обслуживания скота и птицы, которые находятся в собственности сельскохозяйственных организаций и граждан.

Группа 3. Использование акватории водных объектов для:

  • плавания на судах, в том числе на маломерных плавательных средствах;
  • разовых посадок (взлетов) воздушных судов;
  • размещения и стоянки плавательных средств, размещения коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования для деятельности, которая связана с охраной вод и водных биологических ресурсов, защитой окружающей среды от вредного воздействия вод, а также для такой деятельности на водных объектах;
  • проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов, а также геодезических, топографических, гидрографических и поисково-съемочных работ;
  • размещения и строительства гидротехнических сооружений гидроэнергетического, мелиоративного, рыбохозяйственного, воднотранспортного, водопроводного назначения и для целей водоотведения;
  • организованного отдыха организациями, предназначенными исключительно для содержания и обслуживания инвалидов, ветеранов и детей;
  • рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов.

Группа 4. Использование водных объектов для проведения дноуглубительных и других работ, связанных с эксплуатацией судоходных водных путей и гидротехнических сооружений.

Группа 5. Пользование водными объектами для обеспечения нужд обороны страны и безопасности государства.

Постановка на учет

Налогоплательщики, которые должны получать лицензии для пользования водой, обязаны встать на учет и по своему местонахождению, и по местонахождению водного объекта.

Встать на учет по своему местонахождению организация и предприниматель должны по общим правилам.

Чтобы встать на учет в качестве плательщика водного налога, достаточно получить лицензию на водопользование.

После этого управление по недропользованию передаст данные о недропользователе в налоговую инспекцию по местонахождению водного объекта. Сделать это должны в течение 10 дней после того, как выдали лицензию.

Налоговая инспекция самостоятельно без участия недропользователя поставит его на учет как плательщика водного налога.

Это следует из статьи 333.15, пункта 7 статьи 85 Налогового кодекса РФ.

Ситуация: где организации встать на учет в качестве плательщика водного налога, если она планирует проводить забор воды из подземных водных объектов, которые находятся в разных муниципальных образованиях?

Если водных объектов несколько и они в разных муниципальных образованиях, то на налоговый учет нужно вставать по местонахождению каждого объекта.

Прежде чем встать на налоговый учет в качестве плательщика водного налога, организация должна получить лицензии на водопользование. В каждой лицензии будет указан конкретный водный объект, из которого организация сможет забирать воду. Вот по местонахождению каждого из них и нужно встать на учет в налоговых инспекциях.

Это следует из положений статьи 333.15 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмом ФНС России от 25 марта 2013 г. № ЕД-4-3/5055.

Источник: http://NalogObzor.info/publ/nalogi_s_juridicheskikh_lic/vodnyj_nalog/kto_priznaetsja_platelshhikom_vodnogo_naloga/82-1-0-2140

Предусмотренные льготы и сроки водного налога: сдача декларации, уплата

Водный налог: какие предусмотрены сроки уплаты и льготы?

Водные ресурсы страны – это особый вид природных богатств. Так же как и за добычу полезных ископаемых, за водный забор и использование водоёмов налогоплательщики должны платить определённый вид налога: водный. Порядку налогообложения водным налогом посвящена целая глава Налогового Кодекса.

В какие сроки налогоплательщики должны отчитываться и уплачивать этот фискальный взнос? Для кого предусмотрены льготные условия? Об этом по порядку далее.

Сроки уплаты водного налога

Система налогообложения водным налогом предполагает сдачу отчётности и уплату налога. В данном случае сроки того и того совпадают. Одновременно со сдачей декларации налогоплательщики должны совершить платёж той суммы, которая будет указана в отчётном документе. Все эти действия нужно успеть завершить до 20 числа месяца, после окончания каждого квартала.

Таким образом, для квартальных налоговых периодов водного налога установлены следующие периоды уплаты:

  1. I квартал – 20 апреля.
  2. II квартал – 20 июля.
  3. III квартал – 20 октября.
  4. IV квартал – 20 января.

Многие водопользователи задаются вопросом, куда они должны представить свою декларацию. Определяющую роль здесь играет место, где происходит пользование водным ресурсом, а также вид самого налогоплательщика. В соответствии с этим:

  • крупнейшие налогоплательщики должны обращаться в Межрегиональную ИФНС по КН;
  • физические лица и представители зарубежных компаний должны сдавать отчётность в ту инспекцию, которая выдала им лицензию;
  • всем остальным заинтересованным лицам стоит обращаться в налоговый орган, расположенный по месту водопользования.

Среднесписочная численность юридического лица влияет на способ подачи декларации. Штат численностью более сотни человек обязывает организацию представлять декларацию по ВН в электронном варианте. Другие налогоплательщики, небольшие предприятия, отдельные ИП и физические лица могут сдать отчётность на традиционном бумажном носителе.

Среди водопользователей, впрочем, как и среди всех других недропользователей, бытует такое мнение, что отсутствие объекта налогообложения в данный налоговый период освобождает их от обязанности формировать декларацию.

Под объектом налогообложения здесь понимается вид использования водного ресурса, на который у организации имеется действующая лицензия.

Это мнение ошибочно, так как декларация должна формироваться и представляться даже при отсутствии объёмов водопользования.

По инициативе самого водопользователя лицензия может быть прекращена до истечения своего срока. Когда у налогоплательщика отпадает надобность в дальнейшем использовании вод, он закрывает лицензию или расторгает договор. Вместе с этим с него снимается обязанность ежеквартально отчитываться за пользование водой.

Просрочка и санкции

Несвоевременная подача декларации, точно так же как и просрочка платежа или неполная уплата водного налога считается налоговым правонарушением, за совершение которого обязательно должна наступить ответственность. Штрафные санкции по всем видам налогов, в том числе и по водному, оговорены в соответствующей главе основного налогового трактата. Глава 16 полностью посвящена этой теме.

В таблице представлены виды нарушений и соответствующие им штрафные меры:

Налогоплательщик не сдал декларациюШтраф от 1000 рублей или 5 % от суммы
Несоблюдение указанного способа сдачи отчётностиШтраф 200 рублей
Искажение сведений в декларации, в том числе умышленное40 000 рублей;

80 000 рублей, за умышленное деяние

Неумышленное и умышленное занижение налоговой базы10 000 рублей

30 000 рублей (в зависимости от длительности нарушения)

Непредставление запрашиваемых документов налоговому инспектору200 рублей за каждый документ
Особо крупная сумма недоимки по водному налогу: от 1 800 000 рублей – ИП и физические лица;

от 6 000 000 рублей – юридические лица.

Административная ответственность в виде штрафа от 100 до 300 тысяч рублей; Уголовная ответственность в виде лишения свободы;

Запрет на занимание руководящего поста.

Взыскание всех этих штрафов правомерно только до истечения исковой давности.

Льготы по ВН

Известно, что у водного налога есть 4 объекта налогообложения – забор вод, сплав древесины, производство электроэнергии и использование акватории. Только для одного из этих видов водопользования предусмотрен льготный режим, для забора вод. Все остальные объекты налога не имеют льгот.

Проанализировав налоговые ставки для забора вод, можно увидеть, что они очень отличаются в зависимости от самих водных объектов и расположения их в пределах экономического района. И только один вид отбора вод предусматривает наличие твёрдой налоговой ставки вне зависимости от каких-то условий. Это такой забор воды, целью которого является водоснабжение жилищного фонда.

На каждый год, вплоть до 2026 года, установлена единая ставка водного налога для этого объекта налогообложения. На 2017 год она составляет 107 рублей за 1000 кубометров изъятых вод без учёта коэффициента. В последующие годы ставка будет расти.

Важно знать, что применение этой сниженной ставки неправомерно, если в лицензии налогоплательщика нет информации о том, что забор вод будет идти на нужды населения. При отсутствии такой отметки водный налог исчисляется на общих основаниях.

Иногда организация занимается отбором вод для нескольких целей, в том числе для водоснабжения жилищного фонда. В этом случае расчёт налога ведется раздельно с использованием соответствующих ставок.

Если налогоплательщик не предусмотрел отдельного учёта вод для той и другой цели, он исчисляет налог по общим ставкам.

До сих пор много споров вызывает понятие водоснабжения населения. Что же подходит под определение этого термина, относится ли сюда предоставление воды для питья различным организациям и индивидуальным предпринимателя? Ответ на этот вопрос может дать судебная практика, так как многие налогоплательщики пытаются отстоять свои права на применение пониженной ставки водного налога.

По мнению судей, жилищным фондом считаются места постоянного ли преимущественного пребывания людей, где они зарегистрированы. Поэтому расчёт налога по ставке в 107 рублей в 2017 году в случае снабжения водой предприятий и учреждений не законен.

Сроки, уплата и возможные льготы по водному налогу рассмотрены в этом видео:

Источник: http://uriston.com/kommercheskoe-pravo/nalogooblozhenie/vodnyj/sroki-i-lgoty.html

Правничок
Добавить комментарий