Условия поставки Инкотермс DAT 2010: правила и особенности

Условия поставки Инкотермс DAT 2010: переход права собственности, расшифровка

Условия поставки Инкотермс DAT 2010: правила и особенности

С 2017 г. участники ВЭД руководствуются при составлении соглашений с партнерами из-за границы терминами Инкотермс 2010. В данном собрании правил присутствует всего 11 понятий. Изменения в правила вносились в 2010 г. Это стало причиной появления двух новых пунктов, но при этом количество понятий уменьшилось с 13 до 11.

Введенными были: DAT, DAP. Рассмотрим детальней особенности одного из них, а точнее понятия DAT.

Что это такое

Изучаемое понятие на английском звучит так: Delivered at terminal. При переводе на рус. оно значит: «поставка на терминале».

Чтобы объяснить более понятно, скажем, что ДАТ – это значение того, что обязательства продающего лица перед покупающим завершены после выполнения поставки продукции к терминалу, а также после выполнения его разгрузки. Задачей экспортирующего лица очистка таможенная не является.

Ответственность за осуществление выгрузки несет продающее лицо. Именно на нее возлагаются допустимые риски по порче, потере продукции.

Положения Инкотермс 2010

Его отличия от других терминов

Между условиями по осуществлению поставок DAT, DAP есть весомое отличие. Оно заключается в месте доставки продукции. Условия ДАТ предполагают выполнение следующих действий с продукцией за счет продающего лица:

Условия ДАП предполагают выполнение за счет продающего лица таких действий с товаром:

  • оформление на таможне по экспорту;
  • перевозка к оговоренному пункту назначения;
  • подготовка к разгрузке.

Чтобы лучше себе представить отличие термина ДАТ от других понятий из Инкотермс (EXW, FCA, CPT, CIP, DAP, DDP, FAS, FOB, CFR) предлагаем рассмотреть нижеприведенную таблицу.

Договор с применением термина ДАТ Инкотермс (образец)

Цена по условиям ДАТ для продающего лица включает:

  • фактурную цену на продукцию для экспорта;
  • оплата услуг перевозящего лица к оговоренному месту назначения;
  • сглаживание возникающих формальностей по проведению экспорта;
  • проведение работ по разгрузке в терминале.

Проведение поставки DAT считается более выгодным для покупающего лица. Ему необходимо будет выполнить только следующие действия:

  • растаможка продукции;
  • проведение транспортировки груза к своему складу.

Условия поставки Инкотермс DAT 2010

Среди ведущих условий рассматриваемого правила по поставке укажем нижеприведенные:

  1. Продающее лицо в ответе за выполнение следующих действий: перевозка, разгрузка в терминале. В контракте обязательно отмечается точное место.
  2. Задачами экспортера считаются: оплата пошлины по экспорту. Выплата разных платежей, которые имеют связь с вывозом продукции.
  3. Выполнение всех действий для улаживания формальностей при ввозе ложится на плечи покупающего лица.

Доставку завершенной принято считать, когда товар разгружен, проведена его передача с сопроводительными бумагами покупающему лицу. При указанных обстоятельствах любые риски по товару переходят к покупающему.

Delivered at terminal поставка на терминале

Переход права собственности

Чтобы разобраться, когда происходит переход права собственности согласно изучаемому документу, раскроем основные понятия этого сборника правил:

  • Продавец. В обязанности данной стороны включена оплата расходов по выполнению перевозки, полноценной доставки продукции (в эту услугу также включена разгрузка продукции) на терминале, отмеченный в составленном соглашении. Обязательным условием выступает полное очищение продукции от пошлин по проводимому экспорту.
  • Покупатель. На указанное лицо возложена ответственность за получение лицензии по импорту, а также за выполнение растаможки, ввоз продукции.
  • Поставка является выполненной, после момента, когда товар с нужными бумагами передан принимающему лицу.
  • Место перехода рисков. Им является терминал. После того, как завершится разгрузка продукции, ответственность за нее будет возложена уже на покупающую сторону. Продающее лицо уже не несет никакой ответственности.

Условия совершаемой поставки ДАТ не определяют цену груза, вариант оплаты. Она не регулирует процесс перехода права собственности на продукцию. Описанные действия обязаны оговариваться при составлении соглашения. Их нужно обязательно включать в договор.

К примеру:

  • Согласно договору, осуществляется поставка продукции на общую сумму в 150 тыс. долл. Поставку осуществляют к аэропорту Домодедово (Москва, РФ) по условиям поставки DAT Инкотермс 2010.
  • Продающее лицо по настоящему соглашению выполняет выгрузку продукции на условиях поставки в аэропорту Домодедово.
  • Право собственности на ввозимую продукцию переходит от продающего лица к покупающему после того, как будет подписан акт приема-передачи. Эту бумагу обязаны подписать представители сторон.
  • Время перехода рисков представлено поставкой продукции к оговоренному в соглашении терминалу. Выгрузка товара сопровождается переходом ответственности за сохранность товара к покупающему лицу.

Обычно переход прав собственности рекомендовано прописывать в договоре, согласно ГК РФ. По указанному документу покупающее лицо становится обладателем продукции в момент передачи (ст. 223).

Но за продающим лицом сохраняется право собственности до момента получения этим лицом средств за предоставленный товар в полном объеме (ст. 491).

Сторонами торгового процесса могут устанавливаться и другие моменты по переходу права собственности.

Переход прав по Инкотермс 2010

Какие документы предоставляет продавец

Поставщик, который выступает продающей стороной, должен предоставить покупающей стороне необходимые документы. Это будут нижеприведенные бумаги:

  • инвойс, содержащий подтверждение проведенной очистки от пошлин по экспорту;
  • деливери-ордер. Его также называют транспортным документом. Эта бумага может быть представлена необоротной морской накладной, воздушной накладной, оборотным коносаментом. Основным условием считается достаточность указанной бумаги для осуществления процедуры по импорту;
  • замена бумажных документов на электронные сообщения. Эта услуга стала довольно актуальной.

Про DAT расскажет видео ниже:

Источник: http://uriston.com/tamozhennoe-pravo/perevozki/inkoterms/dat.html

INCOTERMS 2010 — DAT: выгодные условия поставки и для покупателя, и для поставщика

Условия поставки Инкотермс DAT 2010: правила и особенности

Для проведения сделок с партнёрами из-за рубежа необязательно пользоваться крайностями в условиях поставки. EXW, который очень выгоден для поставщика. Или DDP, который снимает все риски с покупателя.

Использование DAT может стать хорошим контрактным условием поставки, если продавец не хочет разбираться в таможенном импорте.

DAT ИНКОТЕРМС 2010 – в чём преимущества

Чтобы понять, будет ли использование этих условий поставки выгодным для покупателя, нужно знать его подробные характеристики по ответственности сторон.

Есть дополнительные расходы, связанные с DAT, которые нужно учитывать при рассмотрении коммерческого предложения.

Термин DAT – расшифровка

С английского эта аббревиатура переводится как доставка в терминал. Имеется в виду импортный терминал таможни. Так как термин принадлежит к группе «D», то основные расходы на доставку считаются оплаченными.

Пользоваться этим термином для заключения сделок очень выгодно тем заказчикам, склады которых находятся рядом с терминалами импорта. Тогда это условие поставки становится практически таким же выгодным, как при термине DDP, за исключением расходов на импортную очистку.

Этот термин является достаточно новым. Он появился в ИНКОТЕРМС только в 2010 году. Ни в правилах от 2000 года, ни в предыдущих редакциях он не использовался.

Какой термин заменил DAT

До 2010 года в ИНКРТЕРМС присутствовал термин DEQ, который применялся при доставке в порт и подразумевал:

  • основную доставку, страховку и разгрузку в порту;
  • оплату экспортных пошлин поставщиком;
  • импорта и доставку до своих складов – покупателем.

Этот термин считался достаточно ограниченным, поэтому его заменили на DAT. Такие изменения были связаны с тем, что часть старых терминов себя не оправдали: где-то не хватало конкретики, где-то же условия поставки были слишком ограничены, как в случае с DEQ.

Терминал и вид транспорта, подходящие для DAT

Терминалом при этом условии поставки может считаться любой объект: аэропорт прибытия грузового назначения, грузовой двор ж/д станции, морской/речной порт, таможенный пункт приёма грузов автомобильной перевозки, а также склад, на котором возможно хранение нерастаможенного груза.

Если сторонам необходимо, то терминалом может считаться любое указанное в контракте место, где возможно применение погрузочно-разгрузочных работ.

Возможно применение мультимодальной доставки, то есть использование нескольких видов транспорта.

Перевозчиком может считаться и любая экспедиторская служба, и транспортная компания, и собственный транспорт поставщика в сопровождении ответственного лица.

Заключение договора с перевозчиком производится на полное усмотрение поставщика. Маршрут доставки также разрабатывается продавцом.

В случае, когда груз должен проследовать нестандартным маршрутом, то покупатель имеет право на дополнительное согласование.

Если же доставка осуществляется стандартно, то принимающая сторона может только запросить транспортные декларации по факту прибытия груза в терминал.

При DDP нужно указать точное местонахождение терминала выгрузки.

Основной базис поставки

  • Продавец должен оплатить расходы на перевозку и полноценную доставку груза (разгрузка включительно) в терминал, который указан в договоре. Товар должен быть полностью очищен от экспортных пошлин.
  • Покупатель обязан нести ответственность за приобретение импортной лицензии и растаможку на ввоз груза.
  • Поставка считается выполненной, когда груз вместе с документами передан принимающей стороне.
  • Место перехода рисков – в терминале. После разгрузки товара продавец уже не несёт за него ответственность.

Ответственность сторон при поставке

Хотя в ИНКОТЕРМС 2010 года нет точного указания на ответственность поставщика по заключению договора страхования, ситуация сложилась так, что чаще всего оплачивает страховку продавец. Но этот момент нужно дополнительно уточнять во время заключения контракта, чтобы груз не остался незастрахованным.

При заключении контракта нужно прописывать по максимуму все возможные нюансы, так как договор приоритетнее правил ИНКОТЕРМС.

Если поставщик или покупатель хотят внести коррективы в условия поставки, главное, не выйти за пределы термина. То есть продавец может взять на себя таможенную очистку по импорту. Но место перехода рисков всё равно останется в терминале доставки.

Если же груз будет доставлен на склад принимающей стороны и растаможен, то правильнее использовать термин DDP.

Основные обязательства:

  1. Соблюдение условий поставки и оплаты, которые прописаны в договоре. А также подтверждение соответствия условий поставки ИНКОТЕРМС, если используется его терминология.
  2. Поставщик должен оплатить основную перевозку до терминала и разгрузку товара на месте. У перевозчика должны быть все необходимые транспортные документы, чтобы покупатель мог ввести товар как импорт.
  3. Груз должен быть очищен от экспортных пошлин и готов к проведению процедуры импорта. Когда для экспорта необходима дополнительная инспекция товара, то её оплачивает продавец.
    Если инспектирование нужно для очистки от импортных пошлин, то расходы ложатся на покупателя.
  4. Упаковка и маркировка, а также проверка груза осуществляются полностью за счёт продавца. Исключением может быть предпогрузочное обследование при растаможке, которое оплачивает покупатель.
  5. Технические лицензии (качества, ИСО и т.д.) на товар должны быть предоставлены поставщиком за его счёт. Если требуется получение дополнительных лицензионных документов, то этот вопрос должен быть оговорен в контракте.
  6. Продавец должен получить экспортную, а покупатель – импортную лицензию. Возможно, возложить на поставщика растаможку, но только с подробным указанием обязанностей в договоре. При этом риски всё равно переходят на покупателя после разгрузки в терминале.
  7. Когда в договоре не прописана конкретная дата и время суток поставки груза в терминал, то поставщик обязан известить о прибытии груза. А покупатель должен быть готов принять его.
    Если по вине какой-либо из сторон происходит задержка разгрузки или передачи груза, то этот факт нужно документировать.
  8. Поставщик должен предоставить все необходимые документы.

Поясним: какие бумаги обязан представить продавец:

  • инвойс с подтверждением очистки от экспортных пошлин;
  • транспортный документ либо деливери-ордер – это могут быть и необоротная морская накладная, и оборотный коносамент, и воздушная накладная, и т.д. Главное, чтобы этого документа было достаточно для проведения процедуры импорта;
  • есть возможность замены бумажных вариантов документов эквивалентными электронными сообщениями.

Особенности условий поставки DAT по ИНКОТЕРМС 2010

Для того чтобы у покупателя не было проблем с поставкой, нужно подробно описать в договоре терминал прибытия груза. Ведь в ИНКОТЕРМС 2010 прописан пункт, который касается выбора места доставки и разгрузки.

  • Когда в контракте нет указания на конкретный терминал, поставщик имеет право выбрать наиболее удобный для него вариант. Поэтому нужно подробно прописать и юридический, и физический адрес необходимого для покупателя терминала.
  • Если поставка срочная, то нужно подробно указать и дату прибытия груза в терминал вплоть до времени разгрузки.Это позволит сократить время на процедуру принятия и растаможки груза, потому что у сторон должны быть оговорённые обязательства о времени передачи грузов и документов.

Желательно уточнить в договоре обязательства по страхованию груза. Их может взять на себя и поставщик, и покупатель.

Ознакомьтесь с условиями поставки CIF по ИНКОТЕРМС 2010. Это термин актуален сугубо для водной транспортировки международных грузов.
Узнайте особенности условий CFR по ИНКОТЕРМС 2010 вот тут. В них речь идёт также о доставке товаров по воде.

Плюсы и минусы поставки термина

Положительные моменты для поставщика:

  • нет необходимости разбираться в иностранном законодательстве, касающемся импортной растаможки;
  • чёткое указание на место доставки, когда указан терминал;
  • возможность на своё усмотрение заключать транспортные договоры на доставку.

Для покупателя:

  • удобная доставка с разгрузкой в терминале;
  • очистка от экспортных госпошлин, что сокращает расходы на внешнеэкономическую деятельность;
  • возможность определения наиболее удобного для доставки терминала.

Заниматься страхованием груза может и продавец, и покупатель.

Отрицательные стороны для продавца:

  • Необходимость экспортной очистки и заботы о разгрузке в терминале прибытия.

Для покупателя:

  • Переход рисков в терминале.

Необходимо позаботиться о том, чтобы груз был принят ответственным лицом, которое проконтролирует и процесс разгрузки, и загрузку после растаможки.

Но зато, этот способ доставки более прозрачен финансово, нежели DDP. Поставщик не сможет «накрутить» лишнюю стоимость за оплату импортных процедур и доставку непосредственно на склад к покупателю.

Дополнительные сведения по теме вы найдёте в рубрике «ИНКОТЕРМС 2010».

Источник: https://vedinform.com/business/incoterms-2010/dat.html

Условия поставки DAT ИНКОТЕРМС 2010 — базис и обязательства сторон

Условия поставки Инкотермс DAT 2010: правила и особенности

Первая версия торговых правил ИНКОТЕРМС была выпущена в далеком 1936 году. Не стоит говорить, что с того момента в экономике изменилось кардинально все. Регулярно выпускаются новые редакции, актуальной на сегодняшний день является 2010 года выпуска.

В ней содержатся не только основные условия поставки товара в международных торговых операциях, но и объяснение основных торговых понятий и терминов. ИНКОТЕРМС 2010 отличается более точной и однозначной трактовкой, что несколько упрощает заключение контрактов.

К подобным терминам относится и DAT. Рассмотрим его поподробнее.

Данный термин относится к категории «D». Она применяется при транспортировке груза любыми транспортным средством. Могут использоваться как конкретные виды транспорта, так и их совокупность. Это обеспечивает более гибкие и удобные условия для перевозки груза из одной страны в другую.

DAT — аббревиатура английского выражения «Delivered At Terminal». Дословно на русский язык его можно перевести, как «Поставка на терминале».

Использование данного термина подразумевает то, что поставка товара считается осуществленной только тогда, когда груз, выпущенный в экспортном режиме, доставлен в установленный договором купли-продажи терминал, разгружен и предоставлен в распоряжение покупателю. Ответственность, риски и расходы за транспортировку груза лежат на поставщике.

Терминалом могут быть следующие пункты назначения:

  • Склады.
  • Порты.
  • Причалы.
  • Контейнерные дворы и т. д.

Все зависит от выбранного вида транспорта.

Для обеих сторон сделки необходимо точно определять и указывать в документации адрес терминала. Если он не будет выбран, то продавец имеет право осуществить выбор самостоятельно.

 

Базис поставки предполагает, что продавец несёт ответственность за таможенную очистку груза при его вывозе. В неё входит оформление всех необходимых документов, оплата пошлин на таможне и т. д.

Что касается ввоза товара и всех таможенных процедур, то это прямая обязанность покупателя. Он берёт ответственность за выполнение этих процедур на себя.

Обязанности продавца и покупателя по DAT

DAT предполагает наличие некоторых обязанностей, как для продавца, так и для покупателя. Необходимо соблюдение определённого алгоритма действий, грамотное распределение расходов и рисков и т. д. Эти важные моменты сделки заложены в обязательствах сторон.

Общие обязательства

К общим обязательствам продавца можно отнести осуществление поставки и предоставление своему партнёру всех необходимых документов. Ими являются:

  • Счёт-инвойс. Документ, который содержит ключевые данные о проводимой сделке: наименование груза, его количество и основные характеристики, место и время поставки и т. д.
  • Документы о соответствии действий лица с условиями и требованиям договора.

Что касается другой стороны, то он должен в полной мере и вовремя внести плату за товар.

Лицензии, разрешения и иные формальности

Поставщик отвечает за подготовку и оформление следующих документов:

  • Экспортная лицензия.
  • Иные документы, которые необходимы для вывоза груза.

Ответственность, возможные риски и расходы эта сторона купли-продажи берёт на себя.

Что касается его партнёра, то он отвечает за оформление импортной лицензии, таможенную очистку товара при его ввозе. Как и в предыдущем случае, все расходы и риски он берёт на себя.

По DAT риски и расходы за транспортировку груза лежат на поставщике.

Заключение договора перевозки и все, связанные с ним затраты возлагаются на продавца.

Термин DAT не возлагает обязательств по страхованию груза ни на одну из сторон.

Поставка и её принятие

К одному из основных обязательств продавца относится доставка товара до пункта назначения. Очень важно соблюдать время, обозначенное в сопровождающих документах. Только тогда поставка будет считаться действительной.

Покупатель же должен вовремя принять данную поставку.

Ключевой момент каждой сделки. Важно зафиксировать, какой именно участник погашает расходы за выполнение той или иной операции.

Тот, кто продаёт товар, отвечает за оплату следующих процедур:

  • Доставка товара и иные процедуры, связанные с ним до принятия поставки.
  • Таможенная очистка при вывозе товара. В неё входят подготовка необходимых документов, внесение взносов на таможне и т. д.

Что касается покупателя, то он ответственен за погашение расходов за следующие операции:

  • Все операции, которые связаны с товаром после принятия поставки.
  • Оплата расходов, которые возникли из-за несоблюдения требований и обязательств сделки этим её участником.
  • Таможенное оформление груза при его ввозе. В неё, как и в предыдущем случае, входят подготовка и оформление документов, внесение государственной пошлины и иных сборов на таможне и т. д.

Группа терминов «D» возлагает на продавца наибольшие обязательства по доставке груза.

А базис поставки DDP ИНКОТЕРМС 2010 обязывает его выполнить экспортную и импортную очистку груза, поэтому продавцу надо быть особенно внимательным при выборе данного термина.

Как осуществляется поставка на условиях DAP ИНКОТЕРМС 2010 подробнее здесь. Этот термин также предполагает, что все риски и расходы за доставку лежат на поставщике.

Извещения

Извещения позволяют отслеживать этапы доставки груза и всей торговой операции. Каждая сторона должна позаботиться об отправке извещений.

Поставщик должен направить своему коллеге извещение, которое будет содержать всю информацию о поставке товара. Это необходимо для его успешного принятия.

Покупатель, в свою очередь, должен оповестить другую сторону о выбранных им пункте и дате принятия товара.

Необходимо соблюдать перечисленные выше правила. Расходы, связанные с их несоблюдением, перекладываются непосредственно на нарушителя.

Дополнительная информация об условиях поставки DAT по ИНКОТЕРМС в редакции 2010 года в этом видео:

Итак, выше были указаны основные обязанности сторон купли-продажи по DAT. Их обязательства, некоторые условия сделки могут меняться в зависимости от личных договорённостей. Важным условием является то, что любое изменение должно быть регламентировано сопровождающими документами.

Вы можете найти дополнительную информацию по теме в разделе Инкотермс 2010.

Источник: https://ved.center/incoterms/2010-dat

Правничок
Добавить комментарий