Условия поставки FOB Инкотермс 2010 и их особенности

Содержание
  1. Условия поставки FOB ИНКОТЕРМС 2010, базис и обязанности сторон
  2. Обязанности продавца по FOB
  3. Общие обязанности
  4. Лицензии и разрешения на продажу, контроль безопасности
  5. Договор перевозки
  6. Договор страхования
  7. Поставка товара
  8. Переход рисков
  9. Распределение расходов
  10. Извещение
  11. Документ поставки
  12. Проверка товара
  13. Упаковка товара и маркировка
  14. Содействие в получении информации
  15. Извещение продавцу
  16. Инспектирование товара
  17. Условия поставки FOB Инкотермс 2010: базис, переход права собственности
  18. Разбор понятий
  19. Что это такое
  20. Его отличие от других базисов
  21. Разница версий
  22. Условия поставки Инкотермс FOB 2010
  23. Переход права собственности
  24. Какие документы предоставляет продавец
  25. INCOTERMS 2010 – FOB: знакомимся с основными правилами и выстраиваем схему поставки
  26. Что подразумевают условия FOB по ИНКОТЕРМС 2010
  27. Разрешительные документы, лицензии, контроль безопасности и прочие формальности
  28. Договоры перевозки и страхования
  29. Поставка товаров (для продавца), принятие поставки (для покупателя)
  30. Распределение расходов и рисков
  31. Извещения продавцу и покупателю
  32. Документы поставки (для продавца), доказательства поставки (для покупателя)
  33. Упаковка, маркировка, проверка, инспектирование товара
  34. Предоставление информации и связанные с ней расходы
  35. Базисные условия поставки
  36. Базисные условия поставки Incoterms 2010
  37. Термины группы «Е»
  38. Термины группы «F»
  39. Термины группы «С»
  40. Термины группы «D»

Условия поставки FOB ИНКОТЕРМС 2010, базис и обязанности сторон

Условия поставки FOB Инкотермс 2010 и их особенности

Успешные продажи подразумевают слаженное взаимодействие продавца и покупателя, чёткое соблюдение ими всех обязанностей. В таком случае сделка будет выгодна для обеих сторон. Для регулирования отношений между покупателем и продавцом были созданы особые правила торговли ИНКОТЕРМС 2010.

Они являются общепринятыми и котируются во многих странах. При использовании водных перевозок груза в рамках этих правил используется термин FOB. Что обозначают этот термин? Каковы условия поставки, правила и обязанности для всех участников сделки? Стоит подробно ответить на эти вопросы.

Что означает термин FOB по ИНКОТЕРМС 2010? Сначала разберёмся с понятием ИНКОТЕРМС. Как уже было сказано выше, это особый перечень правил для ведения успешной торговли.

Они охватывают большой спектр обязанностей, регламентируют распределение всех расходов и момент перехода права собственности и возможных рисков от одного участника сделки к другому. Эти правила являются на сегодняшний день действующими и общепринятыми.

FOB — определение, которое используется в рамках ИНКОТЕРМС 2010 только в том случае, когда для перевозок товара используется водный транспорт. Как правило, это определение используется при международной торговле. Но и для внутренних водных перевозок он вполне подходит.

FOB — аббревиатура выражения «Free On Board». Существует несколько вариантов его перевода:

  • Дословный перевод. Можно интерпретировать, как «свободно на борту». В рамках этого выражения под бортом подразумевается непосредственно само транспортное средство, то есть судно. «Свободно» же обозначает освобождение продавца от ответственности и рисков при погружении товара на борт.
  • Франко борт. Это определение чаще всего встречается в обиходе.

Почему такое большое внимание уделяется освобождению продавца от ответственности после загрузки груза на судно? Этот момент на прямую влияет на распределение расходов сторон.

Если в договоре о купле-продаже указывается стоимость FOB, то продавец берёт на себя все финансовые расходы на погрузку товара на борт и иные издержки, связанные с экспортным таможенным оформлением.

 

В чем же заключается базис постановки FOB ИНКОТЕРМС 2010? Первое положение заключается в том, что поставщик берёт на себя ответственность за таможенные операции по экспорту продукта. Иными словами, он занимается погрузкой товара на судно. Все расходы и риски берёт на себя.

Второе же положение заключается в том, что за доставку и ввоз товара отвечает непосредственно покупатель. Импортные таможенные пошлины, расходы и риски перекладываются на него.

Обязанности продавца по FOB

Как уже было сказано выше, FOB ИНКОТЕРМС 2010 вводит некие обязанности для обеих сторон сделки и следит за их выполнением. Рассмотрим обязанности продавца. Их можно разделить на некоторые категории.

Общие обязанности

В общие обязанности входит предоставление покупателю следующих необходимых вещей:

  • товар;
  • счёт-фактуру (в бумажной или электронной форме) на покупку продукта.
  • Документы, которые подтверждают соблюдение поставщиком всех условий договора о купле-продаже товара.

Всё перечисленное выше предоставляется продавцом по заявке его партнёра. Расходы на оформление документов и предоставление товара берёт на себя не продавец, а покупатель.

Лицензии и разрешения на продажу, контроль безопасности

Поставщик обязан гарантировать законность всех процедур в рамках договора купли-продажи. Для этого за свой счёт он должен оформить все необходимые для транспортировки и проверки на таможне товара документы.

Продавец отвечает за получение:

  • лицензии на экспорт товара;
  • разрешений на продажу;
  • любых документов, подтверждающих выполнение всех таможенных формальностей.

Договор перевозки

Продавец не имеет обязанностей, которые так или иначе связаны с оформлением такого документа, как договор перевозки. Но здесь существуют некоторые нюансы.

Между участниками сделки может быть заключена договоренность. Поставщик по этой договоренности самостоятельно оформляет документ по всем стандартам торговли. Все расходы и риски за эту процедуру берёт на себя его партнёр.

Если такой договоренности нет или она не закреплена официально, лицо, ответственное за предоставление товара, может отказать своему партнёру в оформлении договора перевозки без указания причин.

Договор страхования

У продавца нет обязанностей по подготовке договора страхования. Но по договоренности он может предоставить всю необходимую информацию для осуществления процедуры страхования своему партнёру.

Поставка товара

Продавец должен осуществить поставку в указанные в договоре место и время. Если же покупатель не установил конкретный пункт отправки, его выбор остаётся за продавцом.

Переход рисков

Этот участник сделки ответственен за состояние товара только до того момента, пока он ещё не погружен на судно. После погружения груза на судно все риски переходят его партнёру.

Распределение расходов

Лицо отвечает за оплату следующих операций:

  • Расходы, которые, так или иначе, касаются производства и поставки товара на судно.
  • Таможенные сборы, которые связаны с вывозом товара.

Извещение

Лицо должно оповестить соответствующим извещением своего партнёра о прибытии продукта в указанное место или, наоборот, о его непринятии на судно.

Документ поставки

Лицо должно предоставить партнёру документ, подтверждающий соблюдение всех условий поставки, которые были указаны в договоре о купле-продаже.

Проверка товара

Продавец должен гарантировать соответствие товара всем условиям, прописанным в договоре. Проверку соответствия и качества товара он осуществляет за свой счёт.

Упаковка товара и маркировка

Лицо обеспечивает должную упаковку и маркировку продукта для избегания его повреждения во время транспортировки при соблюдении всех правил перевозки. Исключением являются те товары, которые могут перевозиться без специальной упаковки.

Содействие в получении информации

Покупатель может запросить у продавца ту или иную информацию или документацию, которая может понадобиться для транспортировки и таможенного оформление продукции.

У сторон нет обязательств по страхованию груза.

Покупатель также имеет определенный перечень обязанностей. Их соблюдение необходимо для успешного ведения сделки.

Извещение продавцу

Лицо должно направить извещение своему партнёру со всей необходимой ему информацией (время отправления, наименование порта и т. д.).

Лицо должно принять от своего партнёра документы, которые доказывают факт поставки товара в нужные время и место.

Инспектирование товара

Непосредственно инспектирование товара и погашение всех расходов, связанных с этой процедурой, — обязанность самого покупателя.

Дополнительная полезная информация об условиях поставки в термине ФОБ в этом видео:

Вы можете найти дополнительную информацию по теме в разделе Инкотермс 2010.

Источник: https://ved.center/incoterms/2010-fob

Условия поставки FOB Инкотермс 2010: базис, переход права собственности

Условия поставки FOB Инкотермс 2010 и их особенности

В Интертермс 2010 используется различная терминология для обозначения в типовых международных соглашениях способов доставки и оплаты товаров. Одним из видов аббревиатуры является Fob, буквально означающая конечную цену экспортируемого товара до средства транспортировки – авиалайнера, морского или речного судна, грузового автотранспорта, направляющегося к приобретателю продукции.

Разбор понятий

FOB – относят к термину франко-борт, применяемый сторонами международной сделки для определения плательщика за транспортировку до точки назначения и передачи груза продавцом непосредственно покупателю зарубежной страны или его ответственному представителю. В конечном итоге это стоимость продукции включающей цену фрахта и страхования груза на момент прибытия в иностранный порт приписки. Однако термин не предполагает полноценную оплату всех этапов транспортировки груза.

Таблица Инкотермс 2010

Что это такое

Это оговоренные международным договором условия доставки, фактически означают меру ответственности продавца перед покупателем – она снимается, как только груз поступил в распоряжение капитана судна. С этого момента все расходы будет нести приобретатель продукции:

  • Оплачивать затраты по размещению товара в пределах морского или речного транспорта.
  • Все траты по погрузке/разгрузке в порту, перевалке груза.
  • Затраты на транспортировку до места складирования или непосредственно до торговой точки покупателя.

Его отличие от других базисов

Правила поставки товаров по международным соглашениям делятся на 4 основные группы, к группе «F» относятся такие соглашения, в которых продавец оплачивает доставку только до местонахождения первого из цепочки перевозчиков.

За остальное передвижение груза и его оплату услуг по транспортировке отвечает приобретатель продукции.

 Главным отличием между этими аббревиатурами заключается в ом, что FOB может применяться только для транспортировок морскими или речными судами.

А вот для FCA характерно заключение соглашений доставки не только морем или по реке, но и другими видами наземных или воздушных транспортных средств, причем все затраты на оплату экспортных пошлин и оформлению документации оплачивает продавец продукции.

Также эти понятия отличаются по моменту перехода риска:

  • Если оговорены условия соглашения по FOB, то вся ответственность продавца переходит на покупателя сразу же после погрузки продукции на судно.
  • При применении FCA моментом снятия ответственности наступает только при отгрузке отвара с места складирования экспортера.
  • Различия между FOB и EXW. Терминологию EXW можно определить как действия по самовывозу продукции ее приобретателем. Ее используют в договорах внутренних и международных поставок. Здесь прослеживаются минимум обязательств продавца, а для приобретателя возникают обязательства по поиску средства транспортировки, перевалке груза на транспортные средства и доставку его до места складирования или в торговую точку. Причем все таможенные документы и оплата ввозных пошлин также оформляются за счет приобретателя.
  • По условиям терминологии CIF перевозка может осуществляться только средствами морских судов, исключая другие виды перевозки. По такому международному стандарту в конечную стоимость продукции будет включена стоимость услуг по фрахтованию груза, оплату страховки и транспортировка. Если торговым соглашением устанавливается порядок поставки по CIF, то это означает оплату покрытия возможных рисков + 10 % на фарс-мажорные обстоятельства. Продавец снимает с себя ответственность на момент передачи капитану судна, под личную ответственность по доставке груза, до порта назначения.
  • Условия соглашений по CFR предполагают транспортировку груза до оговоренного соглашением морского порта с оплатой фрахта и ввозных экспортных пошлин. Но у покупателя возникает обязанность по оформлению покрытия рисков до порта приписки и оплата услуг перевалки, погрузки/разгрузке и доставки до места, указанного в соглашении (склада или магазина).
  • По условиям DAT продавец (или ответственный посредник) обязуется осуществить транспортировку до таможенного терминала, расположенного в стране приобретателя. Также DAT предусматривает оплату всех затрат на ввозные пошлины. Но по нему исключаются выплаты до конкретного места назначения, в отличии условий по DAP.

Обязанности продавца и покупателя в соответствии с правилами Инкотермс 2010

Разница версий

В новых положениях Инкотермс 2010 сделаны уточнения 4 позиций, касающихся морских или речных перевозок по международным торговым соглашениям:

  • Разновидность стандартизации по FAS – допускает оговорку условий доставки морскими или речными транспортными судами.
  • Для FOB характерна особенность поставки только до места швартовки в порту приобретателя продукции, то есть погрузка в трюм корабля.
  • Начиная с 2010 года экспортеры /импортеры могут использовать только условия морской транспортировки по FAS, FOB, CFR и CIF, вместо ранее применяемых EXW, FCA, CPT, CIP, DAP, DAT и DDP.
  • Также включена возможность применения электронной документации одновременно со стандартными бумажными вариантами.
  • Были внесены изменения в условия заключения страховых договоров.
  • Также повышены меры безопасности поставок и хранения грузов, чему не уделялось должного внимания в предыдущих версиях.
  • Новыми правилами исключена возможность двойной оплаты по сохранности груза на складах таможенных терминалов. В предыдущих версиях по договорам проводили оплату, как продавец продукции, так и ее приобретатель.

Пример договора с использованием условий FOB скачать можно здесь.

Образец договора с использованием условий FOB

Условия поставки Инкотермс FOB 2010

По условиям соглашения по Инкотермс Fob 2010 одинаково и честно распределяются обязанности между поставщиком продукции, и ее приобретателем. Поскольку эти требования применимы для поставок на морские и речные суда, то их следует использовать:

  • Для доставок к близкорасположенным к городу покупателя портам, причем у приобретателя есть возможность дальнейшего использования рациональных логистических решений по транспортировке до конечного пункта назначения с минимальными затратами.
  • Продукция может быть упакована в мешки и другую удобную упаковку, для которой применение контейнеров нецелесообразно. Этот подход снижает риск продавца от порчи товара, ведь приобретатель становиться ответственным за перевозимый груз уже в момент его отгрузки на судно.
  • Приобретатель может зафрахтовать все судно или оформить арендные отношения. А для больших объемов международного торгового оборота такие условия наиболее выгодны. Например, южные российские регионы занимаются экспортом путем насыпи зерновых культур на борт судна, или расфасованные в мешки. Подобным методом пользуются для экспорта угля, необработанной древесины или металлолома.
  • Однако важным моментом в соглашении по FOB следует отметить момент перехода ответственности сторон сделки, если своевременно не исполнены условия достигнутых договоренностей. Например, у продавца могут быть убытки, если покупателем не поставлен транспорт под разгрузку. Требуется оплата услуг по хранению. Либо противоположная ситуация – покупатель пригнал транспорт под перевалку, а груз еще не дошел до порта. Здесь следует отметить в соглашении обязанность приобретателя продукции по фрахтовке морского транспорта и своевременную его подачу, чтобы исключить лишние затраты на хранение.
  • У продавца также есть свой коммерческий интерес: только после отправки товара и передачи его под ответственность покупателя у него появиться возможность вернуть ранее уплаченный НДС.

Условия поставки Инкотермс FOB 2010

Переход права собственности

Поскольку по условиям поставки FOB разного рода риски утраты продукции переходят на приобретателя в момент отгрузки на судно, правда, после оплаты всех таможенных сборов стране приобретателя, то точно определить момент возникновения перехода права владения и распоряжения не представляется возможным.

Для устранения этих недоразумений стороны должны отдельно оговорить точку отсчета: либо по законодательству той страны, где находится покупатель, либо по Гражданскому Кодексу РФ, в соответствии со статьями 223 п. 1, 224 п. 1, 458:

  • Если применяется самовывоз, то переход прав может осуществиться уже после отправки сообщения о доставке груза на борт судна.
  • В случае доставки груза через посредническую организацию, переход будет в момент передачи продукции ему по соответствующему акту.
  • Если предполагается почтовая доставка, то во время оформления всех почтовых документов по доставке.

Поэтому стороны должны точно определить в обоюдном соглашении этот важный момент перехода прав собственности на товар.

Переход ответственности по Инкотермс

Какие документы предоставляет продавец

По поставкам по FOB продавец обязан предоставить такую документацию:

  • Документ международного образца, выдаваемый собственнику продукции перевозчиком товара – Коносамент.
  • Счет-инвойс коммерческого образца.
  • Если необходимо, то все разрешения или лицензии на использование проданной продукции.
  • Разрешения соответствующего органа той страны, где находится покупатель, на использование экспортной продукции.
  • Оформленный договор фрахта до места назначения, перевалка груза на борт транспортного средства.
  • Извещение покупателя о прибытии партии товара в место назначения.

Еще раз хотим напомнить, что FOB Инкотермс 2010 применяется с января 20011 года для международных морских и речных перевозок, ранние редакции правил утратили свою законную силу.

FOB или Free On Board — тема видео ниже:

Источник: http://uriston.com/tamozhennoe-pravo/perevozki/inkoterms/fob.html

INCOTERMS 2010 – FOB: знакомимся с основными правилами и выстраиваем схему поставки

Условия поставки FOB Инкотермс 2010 и их особенности

В данной статье будет дано определение правилам INCOTERMS и рассмотрены основные моменты взаимоотношений продавец-покупатель в разрезе поставки, осуществляемой на условиях FOB.

Моделируя различные ситуации, мы расскажем не только о наиболее значимых моментах международного контракта, но и дадим небольшие прикладные советы, которые облегчат поиски нужной информации начинающими участниками ВЭД и дадут им возможность избежать наиболее распространённых ошибок новичков.

Что подразумевают условия FOB по ИНКОТЕРМС 2010

Начнём с того, что представляет собой ИНКОТЕРМС 2010. Это действительные на сегодняшний день правила торговли, призванные упорядочить существующие схемы поставок. Они охватывают распределение транспортных расходов и фиксируют момент перехода рисков от продавца к покупателю.

Термин FOB применяется только для водных перевозок. В нашем регионе внутренние водные перевозки практикуются редко, поэтому далее будем рассматривать только международный вариант, хотя к речной перевозке внутри страны тоже корректно применять данный базис.

FOB — аббревиатура от английского «Free On Board», в обиходе «Франко борт», дословный перевод «Свободно на борту». Формулировка не очень понятная, поэтому сделаем небольшой лингво-семантический анализ:

  • «борт» — имеется в виду борт судна,
  • «свободно» — с точки зрения поставщика, он свободен от своих обязательств после того, как груз пересечёт поручни судна, то есть попадёт на его борт.

Почему последнему моменту уделяется такое внимание? — Отчасти потому, что услуга погрузки контейнера на борт недешёвая, в среднем составляет порядка 400 долларов США за 40-футовый контейнер.

  • Если поставщик указывает в контракте цену FOB, то он обязан погрузить товар на борт за свой счёт.
  • Также на продавца возлагаются расходы по экспортной таможенной очистке груза.

Как и любой базис поставки INCOTERMS 2010, например CIP или DAP, FOB не сводится только к трёхбуквенной аббревиатуре, а дополняется указанием определённого места поставки.

Для условий FOB это место всегда является портовым терминалом, нельзя указать любой населённый пункт — в таком случае используется термин — FCA.

Итак, поставщик оформляет экспортные формальности и грузит товар на борт судна, после чего ответственность за него переходит к покупателю. Все последующие расходы, связанные с доставкой товара до конечного места назначения, тоже ложатся на покупателя.

После погрузки товара на борт судна, за него отвечает Покупатель.

  • На практике, кроме расходов по погрузке на борт и брокерских платежей по экспортной очистке (если продавец не самодекларируется), поставщик ещё несёт расходы, связанные с доставкой груза в порт.
  • Как правило, агент Покупателя связывается с агентом Продавца, и они согласовывают дату загрузки, после чего порожний контейнер, забукированной Покупателем контейнерной линии, подаётся под загрузку на склад Поставщика, привозит контейнер транспорт (контейнеровоз) агента Продавца.
  • Вторая по популярности схема (если поставщиков несколько, или один поставщик совершает поставку с разных адресов) — поставка товара транспортом Продавца на консолидационный склад/терминал агента, в который впоследствии подается контейнер под загрузку.В этом случае продавец оплатит еще и услугу стаффировки контейнера, то есть погрузки товара в контейнер оборудованием и силами агента Продавца.

Если речь заходит о расходах, составляющих морскую контейнерную перевозку, то, не углубляясь в термины, их можно разбить на следующие статьи:

  1. Доставка груза в порт экспорта (оплачивает Продавец)
  2. Портовое экспедирование и погрузка в порту экспорта (оплачивает Продавец)
  3. Морской фрахт (оплачивает Покупатель)
  4. Выгрузка и портовое экспедирование в порту импорта (оплачивает Покупатель)
  5. Доставка и экспедирование до места таможенной очистки и последующей выгрузки (оплачивает Покупатель)

Вышеизложенная схема распределения расходов является классической, но в мировом океане есть ряд портов, в которых условия FOB подразумевают погрузку товара на борт за счёт Покупателя.
Например, абсолютно все морские портовые терминалы США работают только по такой схеме.

Возможно, в следующей редакции Incoterms эти исключительные условия найдут отдельное отображение, а пока лучше лишний раз переспросить у своего шиппингового агента, за чей счёт происходит погрузка.

Итак, мы ознакомились с нюансами базиса поставки FOB и пришли к выводу, что он нас устраивает.

Теперь нужно продумать все механизмы взаимодействия со своим, даже самым надёжным, партнёром и очень скрупулёзно изложить их в международном контракте. Пройдёмся по основным его пунктам.

Разрешительные документы, лицензии, контроль безопасности и прочие формальности

  • Вы покупаете: На вас возлагается ответственность и расходы, связанные с таможенным оформлением груза в стране импорта, а также в странах транзита, если такие подразумеваются маршрутом международной мультимодальной перевозки.
  • Вы продаёте: Вы обязаны обеспечить экспортное оформление товара за свой счёт и в период, предусмотренный сроком поставки товара.Все разрешительные документы и прочие возможные формальности, требующиеся для экспортного оформления груза, возлагаются исключительно на вас.Если последними занимается третье лицо, то такие отношения никак не влияют на ваши обязательства перед Покупателем.

Договоры перевозки и страхования

  • Вы покупаете: Поскольку ответственность Продавца за товар заканчивается, как только он оказался на борту судна, то Вам необходимо заключить договор и оплатить услуги дальнейшей перевозки груза.Непосредственно перед Продавцом у вас нет обязательств по выбору судоходной линии или агента. Вы не обязаны осуществлять дополнительное страхование груза.Во время таможенного оформления груза в стране импорта вы обязаны предоставить таможенным органам документ, подтверждающий стоимость транспортировки до таможенной границы государства импорта. Как правило, контракт с шиппинговым агентом и справка-счёт.При условиях FOB и выгрузкой на таможенной территории РФ достаточно показать только оплату фрахта. Выгрузка, портовое экспедирование и прочие манипуляции с грузом в порту импорта не имеют отношения к таможенной стоимости товара и не являются основой для начисления таможенных платежей.
  • Вы продаёте: Вы не страхуете груз и не несёте обязательств перед Покупателем по выбору шиппингового агента.На практике Продавец часто пользуется услугами того же агента, у которого Покупатель заказывает морскую перевозку.Такая схема имеет право на существование, если сумма платежей и агентских вознаграждений устраивает всех участников сделки. В противном случае вы можете пользоваться услугами любого другого агента.

Поставка товаров (для продавца), принятие поставки (для покупателя)

  • Вы покупаете: Покупатель обязан принять поставку. Факт принятия носит номинальный характер и сводится к обмену документов между агентами.
  • Вы продаёте: Вы обязаны поставить товар на борт судна в условленное время, то есть передать товар в распоряжение перевозчика Покупателя.Перевозчиком, в данной ситуации, выступает либо непосредственно судоходная линия, либо шиппинговый агент/логистическая компания, выкупающая у линии и перепродающая далее эти услуги конечным потребителям, в нашем случае — Покупателю товара.

Ошибочно считать, что букировка контейнера непосредственно у судоходной линии обойдется дешевле, чем у агента. Судоходные компании предоставляют агентам оптовые скидки, чего не делают для единичных заказчиков контейнерных перевозок.

Кроме того, судоходные линии не утруждают себя портовыми услугами и дальнейшим экспедированием груза, в то время как у агента можно заказать сразу всю доставку, начиная с поставки контейнера на борт судна и до конечного пункта назначения.

Для покупателя важно получение документа коносамента, который ему понадобится для забора груза в порту назначения. Данные, которые следует указывать в коносаменте, согласовываются с Покупателем, о чём необходимо упоминать в международном договоре. Коносамент может быть как оригинальный, так и телекс (EDI).

Как правило, агент издаёт коносамент и отдаёт его Продавцу после оплаты последним всех расходов по доставке и погрузке (так называемых FOB платежей). После чего Продавец отправляет коносаменты Продавцу вместе с оригиналами коммерческих документов.

Если по срокам процедура затягивается, то Покупатель совместно с Продавцом отдаёт распоряжение осуществить телекс-релиз, сэкономив при этом время и курьерские расходы.

Распределение расходов и рисков

Ранее было указано, как распределяются транспортные и таможенные расходы на условиях FOB, то же самое касается и перехода рисков — до момента перехода товара через поручни борта судна ответственность за него несёт Продавец, после перехода — Покупатель.

Теоретически, если во время погрузки товара/контейнера с ним что-то случается в портовой части, то судно вправе не принимать на борт такой контейнер. Тогда за порчу груза будет отвечать Продавец. Если товар был принят на борт — за порчу отвечает шиппинговый агент перед Покупателем.

Извещения продавцу и покупателю

  • Вы покупаете: Вы, или представляющий вас агент, обязаны своевременно известить Продавца о своём намерении осуществить отгрузку тем или иным судном, чтобы Продавец мог, ознакомившись с графиком судовыходов, заблаговременно подготовить товар и осуществить его экспортную очистку.
  • Вы продаёте: Вы обязаны уведомить Покупателя о передаче груза в такой форме, которая указана в контракте.Если на этот счёт нет никаких отметок, то Продавец вправе известить Покупателя в любой удобной для него форме.

Документы поставки (для продавца), доказательства поставки (для покупателя)

  • Вы покупаете: Вы обязаны принять от Продавца документы, подтверждающие поставку и выполнить действия, следующие после получения такого подтверждения.В международной практике частыми условиями балансовых платежей за товар является предоставление Продавцом коносамента, как документа подтверждающим поставку.Вы вправе не принимать коносамент, если указанные в нём данные не соответствуют коммерческим документам и могут послужить для вас прецедентом во время таможенной очистки.Просите своего поставщика согласовывать вами с вами данные, указывающиеся в коносаменте заранее.
  • Вы продаёте: Вы обязаны предоставить покупателю транспортные документы, необходимые для получения груза в порту прибытия и прохождения таможенной очитки в стране импорта.Традиционно это коносамент (B/L — Bill of Lading). Способ и условия передачи коносамента следует указывать в международном контракте.

Термин FOB применим только к водным перевозкам.

Упаковка, маркировка, проверка, инспектирование товара

  • Вы продаёте: Вы обязаны упаковать товар таким образом, чтобы обеспечить его целостность во время транспортировки.Представитель транспортной компании должен проследить за тем, чтобы товар был закреплён надёжным способом. Если для закрепления товара понадобятся дополнительные средства, то вы обязаны их предоставить.
  • Вы покупаете: Вы вправе попросить Покупателя предъявить товар для инспекции до момента погрузки его в контейнер и опломбирования, что необходимо дополнительно указать в контракте.Если не указано иначе, то все расходы, связанные с инспекцией товара на производственных площадях Продавца или на складе консолидации несёт Покупатель.

Предоставление информации и связанные с ней расходы

  • Вы покупаете: В случае запроса от Продавца вы обязаны предоставить в его распоряжение информацию и документы, не являющиеся коммерческой или государственной тайной.Правилом хорошего тона считается возвращать за свой счёт Продавцу его вариант контракта, спецификации и прочих документов, подразумевающих их наличие у обеих сторон.
  • Вы продаете: Вы обязаны оказывать содействие Покупателю в получении дополнительных документов и информации. Все связанные с этим расходы несёт Покупатель. Это не касается документов, необходимых для экспортной очистки в стране Продавца.

Ставя подпись и печать под условиями контракта, убедитесь, что лично вам всё ясно.

Документ должен быть простым и понятным.

Не стремитесь усложнить трактовки и запутать своего партнёра и не позволяйте ему проделать то же самое с вами. Прозрачность отношений залог успеха любой сделки.

Дополнительные сведения по теме вы найдёте в рубрике «ИНКОТЕРМС 2010».

Источник: https://vedinform.com/business/incoterms-2010/fob.html

Базисные условия поставки

Условия поставки FOB Инкотермс 2010 и их особенности

В международной торговле существует ряд правила, регламентирующийся отношениями покупателя и продавца по поводу передачи продавцом товара в собственность покупателя.

При транспортировке товара к покупателю от продавца появляются весомые расходы, которые включаются в конечную стоимость товара.

Перевозка товара также сопровождается риском повреждения товара или случайной утери.

Поэтому необходимо при распределении расходов по транспортировке товара учитывать момент перехода риска повреждения товара или случайной гибели от продавца к покупателю.

Поэтому, перед сторонами договора стоит задача наиболее полно и четко сформулировать и распределить обязанности в отношении доставки товара.

Базисные условия поставки

это правила, определяющие обязанности покупателя и продавца по доставке товара и устанавливающие момент перехода риска повреждения товара или случайной утери.

Исходя из того, какие расходы по доставке включаются в стоимость товара, формируется базис цены, отсюда и возникло название условий поставки – базисные.

Базисные условия поставки формировались на основе практики международной торговли. Впервые Международная торговая палата издала “Международные правила по толкованию торговых терминов” – International Commercial Terms (Incoterms – Инкотермс).

В дальнейшем данный документ преобразовывался и совершенствовался. В него вносились изменения, дополнения, которые были обусловлены изменениями и особенностями в конкретные периоды в международной торговой практике.

Incoterms с правовой точки зрения не является обязательным документом. Если в договоре не предусмотрено применение правил Incoterms, то сторонами могут быть согласованы другие условия поставки, которые необходимо отразить в контракте.

Базисные условия поставки Incoterms 2010

На сегодняшний день применяются базисные условия поставки в редакции 2010 г. – Incoterms 2010, которые содержат 11 терминов. Каждый из данных терминов определяет четко обязанности покупателя и продавца, которые связаны с доставкой товара.

Таблица 1 – Термины Incolentis 2010

Группа    Наименование терминана русском языке Наименование терминана английском языке  Обозначение термина
Е – Отгрузка“Свободно с завода”  Ex worksEXW
F – Основная перевозка не оплачена“Франко-перевозчик” Free earner FCA
“Свободно на борту”Free on hoardFOB
“Свободно вдоль борта судна”Free alongside shipFAS
С – Основная перевозка оплачена“Стоимость и фрахт”Cost and f reightCFR
“Перевозка, страхование оплачены до…”Carnage, insurance paid to… CIP
“Перевозка оплачена до…” Carriage paid to…СРТ
“Стоимость, страхование и фрахт”Cost, insurance, freightCIF
D – Прибытие“Поставка с уплатой пошлины”Delivered duty paidDDP
“Поставка в пункте”Delivered at pointDAP
 “Поставка на терминале” Delivered at terminalDAT

      
Все термины разделены на четыре группы: 

  • “E” (EXW), 
  • “F” (ЕСA, FAS и FOB), 
  • “С” (CFR, CIF, СРТ и С IP), 
  • “D” (DAT, DAPи DDP).

Термины группы «Е»

Данная группа покрывает все существующие виды транспорта. Кроме того, покрываются и ситуации, когда при транспортировке используется более одного вида транспорта.

Термин EXW (Ex works) – описывает ситуацию, при которой продавец считается исполнившим свои обязанности по поставке, тогда, когда он предоставит товар в распоряжение покупателя на своем предприятии или в другом названном месте (например: на заводе, фабрике, складе и так далее).

Продавец не занимается погрузочными работами на транспортное средство, кроме того таможенная очистка товара для экспорта так же ложится на покупателя.

То есть, на продавца возлагаются минимальные обязанности, а покупатель должен нести основную массу расходов и все риски, связанные с перевозкой товара от продавца к месту назначения.

При этом, при согласии сторон, возможна ситуация, при которой продавец может взять на себя обязанности по погрузке продукции, но данный момент должен быть четко прописан в дополнительном соглашении к договору купли-продажи. В русском языке для данного термина есть такое понятие, как самовывоз.

Термины группы «F»

Данная группа описывает положение, при котором продавец должен предоставить товар в распоряжение перевозчика, который был выбран покупателем. Вместе с этим, продавцом основной вид транспортировки не оплачивается.

Термин FCA (Free carrier) – описывает ситуацию, при которой продавец доставляет таможенно-очищенный товар указанным покупателем перевозчиком до согласованного в договоре пункта назначения.

Необходимо обратить внимание, что выбор места пункта назначения влияет на обязательства по проведению погрузочно-разгрузочных работ на указанном месте. Если доставка производится из помещения продавца, то продавец несет ответственность за отгрузку.

При ситуации, когда доставка производится в другой согласованный пункт назначения, продавец за отгрузку товара ответственности не несет. При этом в договоре максимально точно и подробно описывается пункт назначения доставки продукции. Данная группа покрывает все существующие виды транспорта.

Кроме того, покрываются и ситуации, когда при транспортировке используется более одного вида транспорта. Вид транспорта определяет покупатель, при этом именно покупатель заключает договора поставки и отслеживает всю цепочку по доставке груза.

Термин FAS (Free alongside ship) – данный термин применяется исключительно для морского и внутреннего водного транспорта.

Данный термин описывает ситуацию, при которой продавец выполняет поставку с размещенным вдоль борта судна товаром, на причале либо на лихтерах в указанном порту отгрузки.

Риск утраты или повреждения товара переходит, когда товар расположен вдоль борта судна, и с этого момента покупатель несет все расходы. То есть с данного момента все риски и текущие расходы возлагаются на покупателя.

Термин FOB (Free on board) – данный термин описывает ситуацию, при которой продавец исполняет свои обязательства по отгрузке тогда, когда товар перешел через поручни судна в названном порту отгрузки. После этого все расходы и риски потери продукции возлагаются на покупателя.

Таможенной очисткой товара для экспорта при данной схеме занимается продавец. Данный термин может применяться только при перевозке товара морским или внутренним водным транспортом. Если заинтересованные стороны не планируют поставить товар через поручни судна, необходимо использовать термин FCA.

Термины группы «С»

Данная группа описывает условия поставки, при которых продавец обязуется заключить контракт перевозки, но он не несет ответственности за повреждение товара или случайную гибель при перевозке, также не несет каких-то иных дополнительных затрат после погрузки товара.

Термин CFR (Cost and freight) – как только товар переходит через поручни судна в порту отгрузки, функция продавца по доставке продукции считается исполненной.

Как только товар находится на боту судна, все риски и расходы переходят к покупателю.

При этом продавец заключает все необходимые договора для осуществления фрахта, а так же берет на себя все необходимые расходы по доставке товара.

Термин CIF (Cost, insurance, freight) – в данном термине продавец так же обязуется доставить товар на борт судна. Все риски по порче и потере груза походят к покупателю так же после того, как товар оказывается на борту.

При этом все расходы на фрахт оплачивает продавец. Покупатель должен учитывать, что согласно условиям термина CIF, от продавца требуется обеспечить страхование лишь с минимально возможным уровнем покрытием.

Если необходимо увеличить уровень страхового покрытия, все действия и расходы уже возлагаются на покупателя.

Термин СРТ (Carriage paid to…) – в данной ситуации продавец берет на себя все расходы по доставке и обязан передать товар в оговоренном с покупателем пункте назначения. Экспортная таможенная очистка возлагается исключительно на продавца.

Термин CIP (Carriage, insurance paid to…) – продавец в согласованном месте передает продукцию перевозчику (определенному покупателем).

При этом продавец заключает договора и несет расходы, связанные с перевозкой товара до пункта назначения.

Продавец так же заключает договора страхования, на период транспортировки груза от своего имени, но выгодоприобретателем в данном договоре является покупатель. Величина покрытия для груза устанавливается минимальная.

Термины группы «D»

 Группа “D” описывает условия поставки, при которых продавцом оплачиваются все расходы и он принимает на себя до момента доставки товара в страну назначения все риски.

Термин DAT (Delivered at terminal) – обязанности продавца считаются исполненными с момента передачи покупателю продукции на заранее оговоренном в договоре терминале в порту назначения.

При этом груз может быть доставлен любым видом транспорта (самолет, корабль, поезд, авто или трубопровод). “Терминалом” считается любое место, такое как причал, склад, контейнерный двор или автомобильный, железнодорожный или авиа карго терминал.

Экспортная таможенная очистка возлагается на продавца.

Термин DAP (Delivered at point) – продавец производит доставку тогда, когда товар предоставлен в распоряжение покупателя на прибывшем транспортном средстве, готовым к разгрузке, в согласованном месте назначения.

Продавец несет все риски, связанные с доставкой товара в пункт назначения. Обязанности продавца считаются исполненными, когда груз будет передан покупателю в любом оговоренном с продавцом месте в стране назначения.

Данный термин рекомендует возложить таможенную очистку товара на продавца, но не требует.

Термин DDP (Delivered duty paid) – в данном случае груз передается продавцом в распоряжение покупателя на терминале в порту страны назначения или в оговоренном с продавцом месте (страны назначения).

В этом случае продавец самостоятельно проводит таможенную очистку груза для импорта и оплачивает все таможенные платежи.

Продавец несет все расходы и риски, связанные с доставкой товара в пункт доставки, и обязан выполнить таможенную очистку груза.

При применении терминов группы “D” продавец отвечает за прибытие товара в согласованный порт назначения или пункт и несет при этом расходы по доставке товара и все виды рисков.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/menedzhment/bazisnye-uslovija-postavki/

Правничок
Добавить комментарий