Транспортная накладная CMR (ЦМР) и ее составление

Содержание
  1. CMR международная товарно-транспортная накладная — оформление и заполнение, страхование
  2. Правила заполнения CMR
  3. Для отправителя груза
  4. Для получателя
  5. Международная товарно-транспортная накладная CMR: бланк и образец заполнения, правила оформления
  6. Нормативное регулирование
  7. О документе
  8. Понятие и назначение
  9. Виды и особенности
  10. Когда используется
  11. Как оформить транспортную накладную CMR
  12. Полезная информация по вопросу
  13. Что такое CMR накладная, для чего она нужна и как правильно заполнить данную форму
  14. Международная товарно-транспортная накладная CMR – расшифровка аббревиатуры и назначение документа
  15. В каких случаях нужна цмр
  16. бланк cmr — правила заполнения
  17. Особенности оформления CMR и других транспортных документов на видео
  18. CMR страхование, его плюсы и минусы
  19. Определение СМР
  20. Обязательно ли оформление накладной CMR?
  21. Требования, предъявляемые к международной транспортной накладной
  22. Сведения, содержащиеся в накладной
  23. Количество экземпляров
  24. Подпись на документе

CMR международная товарно-транспортная накладная — оформление и заполнение, страхование

Транспортная накладная CMR (ЦМР) и ее составление

Многие бизнесмены, занимающиеся внешнеэкономической деятельностью, при отправке груза заполняют специальный документ. Этот документ называется CMR — международная товарно-транспортная накладная. В данной статье мы разберёмся, как нужно заполнять этот документ, кто занимается заполнением накладной? И нужно ли страховать груз, который перевозится в соответствии с CMR?

Международная товарно-транспортная накладная (CMR) — это документ, который нужен для осуществления международных перевозок. Фактически этот документ используется в качестве подтверждения факта заключения договора перевозки. Также CMR определяет ответственность всех заинтересованных сторон (отправитель, перевозчик, получатель).

Накладная содержит основную информацию о:

  • транспорте и грузе;
  • получателе и отправителе;
  • месте принятия товаров;
  • адресе доставки;
  • характере товаров, платежей и так далее.

 

Оформляется CMR-бланк в 3 или 4 экземплярах: первый экземпляр остаётся у отправителя, второй — у перевозчика, третий — у получателя. Также в некоторых странах нужно пройти тарифный контроль, поэтому ещё один экземпляр накладной вручается службам, которые осуществляют проверку. Каждый бланк накладной имеет учётный номер и серию.

Цель страхования CMR — защита перевозчика и его интересов.

Cама CMR состоит из 10-14 страниц:

  • 1 страница. Служит подтверждением того, что была осуществлена перевозка. Она остаётся у отправителя. Также эта страница подтверждает оплату груза.
  • 2 страница передаётся сначала компании-перевозчику, а потом водителю. После доставки водитель передает её получателю груза. На эту страницу ставятся специальные печати и подписи перевозчика и отправителя груза.
  • 3 страница передаётся перевозчику. При перевозке она прилагается к путевому листу. Здесь указывается информация, на основании которой производится начисление зарплаты водителю. Также эта страница используется для учёта. Она должна быть заверена подписями и специальными штампами отправителя.
  • 4 страница. Здесь указывается стоимость перевозки. Заполняет эту страницу перевозчик. После заполнения страница отправляется плательщику перевозки — это может быть как сам грузоотправитель, так и грузополучатель (либо третье лицо). На этой странице перевозчик и отправитель груза ставят свои подписи штампы.
  • Другие страницы CMR-накладной заполняются таможенными службами и некоторыми другими органами. Их точное количество зависит от типа транспортной перевозки, а заполняются они соответствующими службами.

В случае повреждения или утраты груза компания-перевозчик обязана возместить ущерб получателю. Поэтому очень многие перевозчики делают CMR-страхование грузов. Цель страхования — защита перевозчика и его интересов.

Правила заполнения CMR

Форма CMR заполняется всеми участниками перевозки. Ниже представлена CMR-расшифровка всех ключевых пунктов, которые содержатся в этом документе.

Для отправителя груза

Отправитель заполняет следующие пункты:

Графа №НазваниеИнформация
1ОтправительСодержит следующую информацию об отправителе товаров — наименование лица, которое отправляет груз, а также его адрес.
2ПолучательСодержит следующую информацию о получателе товаров — наименование лица, которое получает груз, а также его адрес.
3Место разгрузкиСюда вписывается то место, куда будут доставлены товары.
4Место погрузкиСюда вписывается то место, откуда отправляются товары. Также здесь необходимо указать дату отправки.
5ДокументыТут указывается весь перечень документов на груз. Перед отправкой водитель должен проверить следующий факт — а совпадают ли фактические номера документов с номерами документов, которые указаны в CMR-накладной.
6Знаки и номераТут указываются класс груза. Именно в этом пункте отражается тот факт, что перевозимые товары относятся к классу опасных.
7КоличествоВ этом пункте содержится информация о количестве мест груза. Перед отправкой водитель должен проверить следующий факт — а совпадает ли фактическое количество мест груза с тем количеством, которое указано в CMR-накладной.
8УпаковкаВ этом пункте указывается тип упаковки.
9НаименованиеТут указывается полное название товаров.
10Статист. №Здесь указывается специальной код в соответствии с ТН ВЭД ТС.
11Вес бруттоЗдесь необходимо указать фактический вес всех товаров (вместе с упаковкой), единицы измерения — килограммы.
12ОбъёмВ этой графе необходимо указать фактический размер груза, единицы измерения — кубические метры.
13Указания отправителяСодержит информацию о таможне (наименование, адрес и реквизиты). Также здесь указывается объявленная стоимость товаров.
14ВозвратЗдесь следует указать номер полуприцепа или контейнера, если он после доставки будет возвращён обратно.
15ОплатаТут указываются условия оплаты товаров, которые содержит внешнеторговый контракт РФ (если он использовался).
21Накладная составлена вЗдесь следует указать фактический адрес, где была составлена CMR-накладная.
22Прибытие и убытиеВ этом пункте указывается время и дата завершения погрузки. Правильность времени и даты заверяется подписью, а также штампом.

Также существует графа №20, которая называется «Особые условия». В этой графе отправителем могут оговариваться специальные условия доставки товаров. Заполняется это графа лишь в случае необходимости. Также в неё может вносить информацию перевозчик.

Когда доставка грузов одним видом транспорта невозможна, бизнесмены используют мультимодальные контейнерные перевозки. Подробнее о данном виде грузоперевозок можно узнать из отдельной статьи.
Информация о том, что означает TIR на фурах вот тут. У перевозок по международной конвенции есть множества преимуществ, действующих на территории большинства стран-торговых партнёров РФ.

Перевозчик заполняет следующие пункты:

Графа №НазваниеИнформация
16ПеревозчикСодержит следующую информацию о перевозчике груза — полное наименование лица, которое занимается доставкой груза, его адрес, телефон и так далее.
17Последующий перевозчикЕсли перевозкой занимается несколько компаний, то в этом пункте следует указать следующую компанию-перевозчика.
18ЗамечанияСюда перевозчик может заносить всю важную информацию о состоянии груза перед доставкой (внешний вид, качество упаковки и так далее).
19Подлежит оплатеЕсли определением стоимости занимается отдел расчётов, то в этом пункте фиксируется стоимость перевозки, а заполняется этот пункт после перевозки. Если груз перевозился на договорных условиях, то этот пункт не заполняется.
23Без названияЗдесь фиксируется следующая информация — номер и дата путеводного лица, полные имена водителей; также здесь перевозчик ставит подпись и штамп.
25НомерЕсли для транспортировки использовался тягач, то в этом пункте указывается его государственный номер.
26МаркаЕсли для транспортировки использовался тягач, то в этом пункте указывается его марка.
27, 28 и 29Названия отсутствуютЗдесь указывается информация о способе определения стоимости перевозки, а также фактическая стоимость перевозки.

Также существует графа № 20, которая называется «Особые условия». В этой графе перевозчиком могут оговариваться специальные условия доставки товаров. Заполняется это графа лишь в случае необходимости. Также в неё может вносить информацию отправитель груза.

Для получателя

После доставки товаров получатель заполняет пункт № 24 «Груз получен». Тут он указывает время прибытия груза. Также получатель должен поставить свою печать и подпись. Важно, что 2, 3 и 4 страницы CMR-накладной после оформления возвращаются перевозчику, поскольку эти документы нужны для учёта (также на их основании водителю начисляется зарплата).

Наглядный пример заполнения CMR смотрите в этом видео:

Подведём итоги. Во-первых, CMR ТТН нужна для того, чтобы предприниматель мог отправить груз из одной страны в другую. Во-вторых, CMR состоит из 10-14 страниц.

Во-вторых, 29 обязательных пунктов, которые содержатся в CMR, заполняются отправителем, получателем и компанией-перевозчиком.

В-четвёртых, CMR также содержит и другие пункты, которые заполняются таможенными службами и некоторыми другими органами.

Вы можете найти дополнительную информацию по теме в разделе Транспортные документы.

Источник: https://ved.center/trans-dokumenty/cmr

Международная товарно-транспортная накладная CMR: бланк и образец заполнения, правила оформления

Транспортная накладная CMR (ЦМР) и ее составление

При международных автомобильных перевозках важно контролировать состояние и количество грузов. Несколько документов сопровождают перевозимые товары, и таможенные службы сверяют фактические данные с изложенными сведениями. Один из таких документов – транспортная накладная ЦМР.

Нормативное регулирование

Конвенция о договоре международной дорожной перевозке грузов (КДПГ) регламентирует следующие свойства документа:

  • внешний вид;
  • содержание;
  • правила заполнения.

О документе

Чтобы правильно заполнить транспортную накладную, для начала нужно знать как можно больше о правилах его оформления. Ниже предоставлена исчерпывающая информация.

Понятие и назначение

Транспортная накладная фиксирует и подтверждает следующие сведения:

  • подписание договора на транспортировку;
  • распределение ответственности между отправителем, грузополучателем и перевозчиком;
  • надлежащее состояние товаров в момент принятия (упаковка, маркировка и количество грузовых мест).

Виды и особенности

Существует только один вид этой накладной, он универсален и применяется для всех транспортных перевозок от одного государства в другое.

Когда используется

Транспортная накладная ЦМР широко применяется при международных автомобильных перевозках. Он передаёт все важные сведения о грузах, поэтому на него удобно опираться при таможенных проверках, а также при получении товаров.

Как оформить транспортную накладную CMR

ЦМР оформляется в 3 экземплярах:

  1. для грузоотправителя;
  2. для перевозчика (груз сопровождается этим документом в течение всей перевозки);
  3. для грузополучателя.

Следующая таблица демонстрирует правила заполнения документа.

Номер и наименование пунктаСоветы по заполнению
1. ОтправительУказываются следующие сведения о предприятии или физическом лице, отправившем груз:
  • полное наименование;
  • страна размещения;
  • адрес;
  • контактные данные.

Если отправка осуществляется по поручению другого предприятия или лица, это тоже фиксируется в документе.

2. ПолучательСведения о предприятии или физическом лице, который должен получить перевозимый груз:

  • наименование или полное имя;
  • страна размещения;
  • точный адрес;
  • контактные данные.
3. Место разгрузкиАдрес точки, куда должен быть доставлен груз.
4. Место погрузкиАдрес, где груз был погружён в автотранспорт для перевозки.
5. Прилагаемые документыПолный перечень документов, сопровождающих товары:
  • книжка МДП;
  • инвойс;
  • сертификаты качества;
  • упаковочный лист;
  • сертификат страны, в который был изготовлен груз.
6. Знаки и номераЭти сведения обозначают класс и подкласс товаров.
7. Число местЗдесь указывается, сколько грузовых мест занимает товар.
8. Род упаковкиВ этой графе указывается, в какой упаковке перевозится товар: в ящиках, коробках или паллетах.
9. Наименование грузаУказывается полное наименование товаров без сокращений со всеми необходимыми дополнениями.
10. Статистические данныеКод ТН ВЭД.
11. ВесВес брутто.
12. ОбъёмУказывается объём груза.
13. Сведения о таможенном оформленииАдрес, где было проведено таможенное оформление.
14. Возврат
15. ОплатаЗдесь фиксируются условия поставки в соответствии с Инкотермс.
16. ПеревозчикУказываются следующие сведения о перевозчике:
  • полное наименование (если это предприятие) или имя (если это индивидуальный предприниматель);
  • страна размещения;
  • контактные данные;
  • точный адрес.
17. Следующий перевозчикЕсли транспортировка грузов осуществляется не одним, а несколькими перевозчиками, в накладной необходимо указывать точные и полные сведения о каждом.
18. Информация от перевозчикаЗдесь перевозчик сообщает такие сведения:
  • внешний вид груза;
  • состояние упаковки;
  • качество крепления.

Этот пункт не обязателен к заполнению. Если он остаётся пустым, это означает, что перевозчик был удовлетворен качеством упаковки и крепления.

19. ОплатаПеревозчик сообщает о стоимости доставки по её завершении.
20. Особые условия
21. Дата оформления документаУказывается, когда и где был заполнен документ.
22. Дата прибытия на погрузкуУказываются точные дата и время, когда автомобиль прибыл на погрузку и уехал загруженным.
23. Реквизиты путевого листаЗдесь подписывается перевозчик после доставки и приёмки грузов.
24. Сведения о получении грузаУказывается точные дата и время, когда автомобиль прибыл для разгрузки, а затем, когда он покинул место, уже будучи разгруженным.
25. Номер тягача и прицепаСведения о грузовом автотранспорте.
26. Прочие сведения о тягаче и прицепеПодробные сведения, включая марку тягача и прицепа.
27. Расчёт стоимости перевозкиПеревозчик указывает тариф и пройденное расстояние, а на основе этих данных высчитывает стоимость работы.
28. Расчёт стоимости последующей перевозкиТе же сведения указывает следующий перевозчик.
29. Расчёт стоимости последующей  перевозкиПоследующий перевозчик сообщает стоимость своей работы на основе тарифа и пройденного километража.

Накладную заполняют три стороны, участвующие в перевозках:

  • отправитель (пункты с 1 по 15, и далее с 21 по 22);
  • перевозчик (пункты с 16 по 19, далее 23, с 25 по 29);
  • получатель (пункт 24).

Скачать образец ЦМР (CMR) можно тут.

Образец ЦМР (CMR)

Полезная информация по вопросу

Ниже указаны различные особенные ситуации, которые могут возникнуть при международных транспортных перевозках:

  • Если перевозимых товаров слишком много и требуется несколько автомобилей для их транспортировки, отправитель может составить отдельную накладную на каждый транспорт. Также на каждый вид или партию товаров оформляется отдельный документ. Так будет проще контролировать количество и состояние грузов.
  • Очень важно следить, чтобы сведения, указанные в накладной, соответствовали данным в прочих сопроводительных документах: инвойсе и книжке МДП. Любое разногласие обойдётся крупными проблемами для каждой стороны, участвующей в перевозке, при прохождении таможенного контроля. Необходимо тщательно проверять все данные и не один раз. Если в книжке МДП вес указывается как нетто, так и брутто, то в накладной – только брутто, то есть с упаковкой.
  • При проверке накладной внимание обращается не только на сведения, изложенные в графах, но и на печати. Каждая из трёх сторон, участвующих в договоре перевозке, ставит свои штампы, также таможня подтверждает факт проверки надлежащей печатью.

Транспортная накладная ЦМР содержит все сведения, описывающие груз и его транспортировку. Важно правильно заполнить этот документ, чтобы обезопасить себя от проблем при таможенном досмотре.

Про составление CMR расскажет это видео:

Источник: http://uriston.com/tamozhennoe-pravo/oformlenie/soprovoditelnaya-dokumentatsiya/cmr.html

Что такое CMR накладная, для чего она нужна и как правильно заполнить данную форму

Транспортная накладная CMR (ЦМР) и ее составление

Едва ли в деле международных автоперевозок есть более значимая бумага, чем международная накладная CMR. Этот документ, по сути, является подтверждением договора между тремя сторонами: отправителем, перевозчиком и получателем.

Очень важно понимать значение ЦМР, уметь правильно заполнять накладную, чтобы избежать юридических проблем при перевозках или получении. Мы расскажем о предназначении накладной и правилах заполнения этого важного документа.

Международная товарно-транспортная накладная CMR – расшифровка аббревиатуры и назначение документа

CMR (ЦМР) – аббревиатура, произошедшая от французского полного названия Конвенции о международных перевозках грузов с помощью автотранспорта.

Транспортная накладная CMR — это международный документ, чрезвычайно значимый для осуществления автоперевозок международного значения. Это итоговый документ, отражающий основные сведения.

Благодаря ЦМР можно понять следующую информацию:

  • Сколько было товара,
  • Кто именно его перевез,
  • По какому маршруту перевозил,
  • Согласно каким документам осуществлялась перевозка,
  • Кто адресат, а кто отправлял товар,
  • Сколько времени заняла доставка.

В ней же указывается на то, что за товар поступил на таможню, в каком виде, в какой день и время, когда именно его принял отправитель и в каком состоянии на момент приема был товар.

Участники автоперевозки должны иметь свои собственные дубликаты ЦМР.
В данном случае речь идёт о Перевозчике, который непосредственно доставляет товар из пункта «А» в пункт «Б», Адресате, получающем товар и, собственно, Отправителе, который груз отправил.

В каких случаях нужна цмр

цмр необходима, когда выполняется несколько условий:

  1. вознаграждение за перевозку предусмотрено;
  2. места погрузки и выгрузки расположены в разных государствах;
  3. конвенция кдпг подписана хотя бы одним из государств, резиденты которых являются участниками сделки;
  4. транспортировка груза осуществляется с помощью автомобильного транспорта.

важно понимать, что количество цмр накладных должно соответствовать количеству единиц транспорта.

если груз опасен, то отправитель непременно указывает в накладной эту опасность и описывает её характер и меры предосторожности для безопасной транспортировки данного груза.

цмр по своей сути является фактическим подтверждением осуществления трёхстороннего договора, который заключён между тремя сторонами, непосредственными участниками транспортировки товара на условиях конвенции кдпг. да и в случае судебных тяжб, именно cmr и является доказательством своевременного исполнения условий договора (или же неисполнения).

вся основная информация из транспортных и товарно-сопроводительных документов объединена в ттн cmr. и главный момент состоит в том, что данные из других документов и информация в цмр должны совпадать.

а вот случаи, когда в цмр и упаковочном листе, или же в цмр и инвойсе, в цмр и тире данные разняться, принесут вам массу сложностей и проблем. особенно много неприятностей такие несовпадения способны принести тому, кто осуществляет перевозки. поэтому, цмр необходимо тщательно сверять и проверять, так как в противном случае невнимательность может обойтись очень дорого.

цмр содержит две категории сведений:

  1. первая категория — это информация, записанная в специальных графах накладной и содержащая базовые сведения о перевозке.
  2. другая категория не менее важна. она включает в себя печати и отметки, а также рукописные замечания о перевозке и её ходе.

кроме того, существуют такое обязательное требование к форме cmr, как наличие номера.

если груз не указан ттн цмр, то он считается контрабандой.

бланк cmr — правила заполнения

Первые разделы, которые необходимо заполнить после номера, это графы с названием «Отправитель» и «Получатель». Их можно приравнять к синонимичным терминам «продавец» и «покупатель», поэтому берём все необходимые сведения из инвойса.

В графы под номерами три и четыре мы вписываем адрес места, где груз будут получать, и, соответственно, место, откуда груз забрали. За своевременную отправку и получение товара отвечают фактический отправитель и получатель, их определяют с помощью печатей в двадцать второй строке, где пишется, кто груз отправлял, и в двадцать четвёртой, где пишется, кто именно принял груз.

Нередко, в двадцать второй графе ставится печать фирмы, продавшей товар. В таком случае графа «Отправитель» (он же продавец) и двадцать вторая графа совпадут. В случае, когда фактическим отправителем является не продавец, а сторонняя организация, вносить изменения в данные не стоит, их лишь необходимо дополнить записью по чьему поручению осуществляется перевозка.

Кроме того, ТИР и инвойс нередко дополняются так называемым грузовым манифестом. При ситуации, когда вместить всю информацию в ТИР не представляется возможным, составляется этот грузовой манифест, где всё расписывается подробно.

Графы ТТН с седьмой по одиннадцатую включительно являются одним блоком, где все они взаимосвязаны друг с другом. Для всех пяти граф существует одно правило – каждому товару присваивается свой код ТН ВЭД, вписывается брутто-вес и количество грузовых мест. Да, для каждого товара — свой.

В строку под ними мы должны вписать суммарный итог по весу и количеству грузовых мест. Непременно необходимо подать и электронную декларацию.

Если в ЦМР подробная разбивка товара отсутствует, то помните, что из инвойсов и пакингов вы данную информацию получить не сможете, посему требуйте, чтобы вам эти сведения предоставили дополнительно.

Кроме того, оформление CMR должно быть выполнено на том же языке, что инвойсы и пакинги.

Одна из ключевых граф ЦМР – графа тринадцать, таможня назначения или склад временного хранения (СВХ). Эти данные нужно указывать именно здесь. Кроме ЦМР, такие сведения больше нигде не содержаться. А ошибка может стоить слишком дорого. Перевозчик и заказчик должны заранее оговорить и занести эту информацию в заявку. Также, в 13 графу вносится стоимость перевозимых товаров в валюте инвойса.

А в пятнадцатую графу вносятся условия перевозки.

Существует несколько обязательных печатей, которые должны быть внесены в ЦМР. Это, прежде всего, печать получателя, ставящаяся в конце транспортировки груза.

Помимо того, на таможне Вам необходимо поставить печать на границе и при растаможке, в месте, где она будет осуществляться.

Эти печати свидетельствуют о том, что товар поступал на таможню и что его выпуск с таможни разрешён. Также предусмотрено место для печати контроля доставки, при прохождении нескольких таможен, они служат для установки срока прибытия грузов на пост.

Любой бизнесмен, по возможности и не в ущерб делу, старается сэкономить на перевозке товара из одной страны в другую. Для этого нужно знать, как рассчитывается ставка фрахта при том или ином виде грузоперевозок.
Когда необходим знак негабаритный груз ссылка и другие требования к доставке крупногабаритного и тяжеловесного груза.

Особенности оформления CMR и других транспортных документов на видео

Предлагаем вам потратить полчаса своего времени и прослушать и посмотреть советы по заполнению международной ТТН. Этот ролик содержит очень полезную информацию.

CMR страхование, его плюсы и минусы

Речь идёт о популярной разновидности страхования гражданской ответственности перевозчика для организации грузоперевозки международного значения с помощью автотранспорта в рамках КДПГ.

Такой вид страхования обезопасит экспедитора в случае нанесения вреда грузу при его перевозке. Ведь согласно международным конвенциям перевозчик обязан возмещать ущерб. Ответственность наступает в случае порчи или же потери груза перевозчиком, а также при финансовых убытках, связанных с простоем или срывом доставки, также при возникновении других затрат.

Если же имеется страховой полис ЦМР стандарта, то ущерб может быть возмещён как за счёт перевозчика, так и за счёт страховой, в случае подачи необходимых документов в страховую компанию.

Если у перевозчика имеется страховой ЦМР полис, то он получает такие преимущества:

  • Финансовые гарантии в случае потери груза или его порчи по вине перевозчика.Возмещение актуально при сотрудничестве с такими экспедиторами, стоимость уставного капитала и недвижимости которых в разы меньше возможных убытков.
  • Наличие страхового полиса – гарантия реальности компании, ее честности и дееспособности.

Форма CMR заполняется на том же языке, что и инвойс.

Но есть и несколько недостатков:

  • Отказ в возмещении убытков, если груз пострадал из-за постороннего лица, например, в ДТП.
  • Длительный процесс подготовки необходимых для получения компенсации документов.
  • Ограничение ответственности перевозчика с помощью применения лимитов и особенностей законодательства и конвенций международного значения.

Подведём итоги. Внимательность необходима не только при оформлении CMR, но прочих транспортных документов. Так как ошибки, допущенные при заполнении сопроводительных бумаг, плавно переносятся в ТТН, а о неприятных последствиях этих оплошностей, мы уже писали выше. Поэтому, во избежание лишних «головных болей», будьте компетентны и педантичны.

Дополнительные сведения по теме вы найдёте в рубрике «Транспортные документы».

Источник: https://vedinform.com/freight/trans-docs/cmr.html

Определение СМР

Транспортная накладная CMR (ЦМР) и ее составление

CMR (рус. ЦМР или, иногда, СМР) – это товарно-транспортная накладная, входящая в пакет документов, необходимых для автомобильного перемещения грузов (товаров) между странами. Принципы составления документа, содержание и правила оформления накладной, требуют учитывать специфические особенности международных перевозок.

Общепринятое в России название международной накладной – CMR – стало производным от французского наименования «Convention relative au contrat de transport international de Marchandise par Route», что в нашей стране называется «Конвенцией о договоре международной дорожной перевозки грузов», или Конвенцией КДПГ. Аббревиатура традиционно расшифровывается по французскому варианту. В других странах эта расшифровка может быть понятной не всегда, поскольку в разных языках накладная CMR называется по-разному: Frachtbief – по-немецки, Vrachtbrief – по-голландски, Consignment Note – по-английски и т.д.

В данном случае, одно из русских сокращений «СМР» следует отличать от аналогичной аббревиатуры «строительно-монтажных работ».

Поскольку для употребления сокращения в значении «международной товарно-транспортной накладной» в русском языке иногда выбирается фонетический вариант «Си-Эм-Эр», это приводит к совпадению аббревиатур.

Однако при необходимости передать русское звучание аббревиатуры CMR, во избежание путаницы, целесообразнее использовать более распространённую форму ЦМР, а в написании придерживаться принятого в практике грузоперевозки обозначения CMR.

Сама конвенция, давшая название документу, была принята в Женеве в 1956 году. После вступления в действие в 1958 году она претерпела ряд изменений (в 1978 году), которые, помимо прочего, касались страхования груза и алгоритма возмещения ущерба.

В КДПГ представлено определение базовых понятий (при необходимости – со ссылкой на другие Конвенции, в которых, например, устанавливается, что такое транспортное средство), а также прописаны правила для участников международной автоперевозки, включая права и обязанности перевозчика.

Там же определены основные требования к CMR.

Обязательно ли оформление накладной CMR?

В статье 4 третьей главы Конвенции указывается, что «договор перевозки устанавливается накладной», при этом, её потеря или ошибочное заполнение на действительности самого договора не отражаются.

Возможно, это стало причиной поверхностного формального отношения некоторых отправителей, перевозчиков или даже представителей таможни к CMR как к ключевому документу международных перевозок, без которого ни одна международная автомобильная грузовая отправка не обходится.

Но в соответствии со статьёй 9 Конвенции именно накладная является доказательством условий договора.

А поскольку в подписавших Конвенцию государствах она имеет приоритет перед национальным транспортным законодательством, в случае международных судебных разбирательств и разрешения споров накладная станет опорным документом для вынесения решения. При этом она, конечно, должна содержать подписи перевозчика, отправителя или штампы, а также соответствовать другим требованиям.

Конвенция применяется ко всем возмездным договорам о перевозке грузов автотранспортом в случаях, когда указанные в договоре пункт принятия к отправке и пункт получения находятся в разных государствах, если хотя бы одно из этих государств подписало Конвенцию. На практике, применительно к CMR, это означает, что документ необходим, если соблюдены 4 условия:

  1. Транспортировка груза производится посредством автомобильного транспорта.
  2. Перевозка осуществляется не безвозмездно – за вознаграждение (оплату).
  3. Пункты загрузки и выгрузки расположены на территориях разных стран.
  4. Резиденты, подписавшие договор, должны представлять хотя бы одно государство, ратифицировавшее КДПГ.

Транспортная накладная становится, по сути, документальным подтверждением трёхстороннего соглашения между участниками транспортировки на условиях Конвенции.

Требования, предъявляемые к международной транспортной накладной

Различными статьями КДПГ устанавливаются требования как товарно-транспортной накладной в части внесения обязательных данных и дополнительных сведений, так и к количеству необходимых экземпляров документа.

Сведения, содержащиеся в накладной

К основной информации, которая должна содержаться в накладной, согласно Конвенции, относятся сведения:

  • о месте и времени (дате) составления документа,
  • о месте и времени (дате) принятия груза,
  • о месте доставки груза,
  • об отправителе, транспортном агенте и получателе с указанием их имён и адресов,
  • о характере груза (в общепринятом обозначении) и о типе упаковки, а, в случае транспортировки опасных грузов, – о характере опасности в признанных обозначениях,
  • о количестве мест груза с указанием их номера и разметки и о весе брутто,
  • о расходах, связанных с перевозкой, куда включаются не только стоимость перевозки, но и все дополнительные расходы (в том числе – таможенные пошлины и сборы),
  • о таможенных формальностях в виде инструкций, которые необходимо выполнить для соблюдения требований таможни.

Кроме того, в обязательном виде на CMR-накладной должно присутствовать указание о соблюдении условий грузоперевозки требованиям Конвенции.

Однако, помимо обязательных сведений, накладная, в случае необходимости, может содержать и дополнительные данные:

  • о расходах, принимаемых на свой счёт отправителем,
  • о величине наложенного платежа, сумма которого должна быть возмещена при передаче груза,
  • о заявленной стоимости товара и о величине дополнительной ценности при доставке,
  • о сроке, который дополнительно может понадобиться для осуществления перевозки,
  • о списке (перечне) переданных перевозчику документов.

Данные правила определяют не максимальный, а минимальный объём содержания накладной. Помимо указанных данных, стороны могут вносить в документ любое необходимое для эффективного взаимодействия указание.

Так, например, по регламенту перевозчик обязан проверять и внешнее состояние, и упаковку, и маркировку, и размер груза, а также точность внесённых в накладную данных о количестве перевозимых мест. Но не всегда это представляется возможным осуществить.

Тогда перевозчик может записать в накладную оговорки. При этом он должен их не только назвать, но и обосновать. Подобным образом указываются и обосновываются оговорки, касающиеся всех перечисленных выше параметров.

В случае, когда нельзя сразу удостовериться в соответствии принятого груза документальным данным, письменные оговорки необходимо делать, поскольку Конвенция предусматривает презумпцию соответствия груза.

Это значит, что без вписанных оговорок в случае разбирательства, суд будет исходить из того, что число мест, внешнее состояние груза, размеры, маркировка и другие параметры соответствовали при отправке документальным данным.

Отдельно к накладной присоединяются и переходят в распоряжение перевозчика документы от отправителя, которые необходимы для пересечения таможни. Сам перевозчик за полноту этих документов не отвечает (это зона ответственности отправителя).

Но для осуществления транспортировки без проблем важно, чтобы данные в исходных документах между собой, а также со сведениями, вписанными в CMR, соотносились абсолютно чётко.

Недопустимы расхождения между сведениями в CMR и информацией:

  • в инвойсе – предоставляемом продавцом документе, в котором, согласно международной коммерческой практике, для покупателя перечисляются товары (услуги), их цена и количество;
  • в упаковочном листе – сопровождающем товар документе, составленном в виде описи с наименованием ТМЦ, количества, веса и других параметров;
  • в книжке МДП (Международных Дорожных Перевозок), или Carnet TIR, представляющей собой альбом с отрывными листами, применяемый для ускорения и облегчения пересечения границы за счёт перевозки грузов в контейнерах или кузовах, опломбированных сотрудниками таможни.

В отношения порядка заполнения бланка самой международной накладной (CMR) дополнительные разъяснения даны в специальном Письме Федеральной таможенной службы РФ.

Количество экземпляров

В Конвенции указывается, что международная накладная составляется в трёх экземплярах, каждый из которых имеет статус оригинала. Разделение на экземпляры отправителя, получателя и перевозчика иногда закрепляется цветом бланка (розовым, жёлтым и зелёным соответственно).

Цветовая дифференциация этих вариантов документа не принципиальна. Важнее, чтобы все заинтересованные стороны имели в своём распоряжении оригинал документа: отправитель, перевозчик и получатель.

По факту прибытия груза в пункт назначения, получателю выдаётся его экземпляр накладной, в ответ на что получатель выписывает расписку в принятии.

Нередко, даже при перевозке груза одним автомобилем, предусмотрительно распечатывают больше экземпляров, чтобы не возникал вопрос, где взять CMR, если вдруг один экземпляр транспортной накладной решит оставить у себя таможня, что на практике случается регулярно. (В некоторых странах необходимо предоставлять экземпляр накладной для тарифного контроля). Для таможенных органов желательно иметь на руках три подписанных (заверенных) экземпляра.

Как правило, два своих экземпляра везёт с собой и перевозчик. Один из них становится подтверждением факта успешной доставки и, как следствие, – основанием для произведения взаиморасчётов и оплаты труда. Второй, прикрепляясь к путевому листу, сохраняется в целях учёта.

Если транспортировка груза предполагает несколько получателей, то накладная по этим же принципам заполняется для каждого отдельного получателя. В Конвенции (статья 5, п. 2) прописаны и условия, при которых перевозчик или отправитель может потребовать составления отдельных накладных на каждую группу, если:

  • перевозятся различные грузы,
  • перевозятся различные партии одного вида грузов,
  • грузы перевозятся различными автомобилями.

Предусмотрительные отправители и перевозчики обычно пользуются этим правом и стремятся к тому, чтобы количество экземпляров накладных соответствовало числу единиц транспорта (помимо тех экземпляров, принадлежность которых определена иными требованиями),

Сейчас ряд сайтов (например, http://5g.su/cmr) предлагают формы для заполнения CMR онлайн. После завершения работы с накладной готовый документ отправляется в виде Excel-файла на электронную почту для распечатки в любом необходимом количестве.

Подпись на документе

Все оригиналы должны быть подписаны отправителем и перевозчиком. Характерно, что требования в части подписи ориентированы на законодательства страны, являющейся местом отправки груза (местом составления накладной). Если законодательство позволяет, подписи могут быть даже отпечатаны в типографии. Эквивалентом подписи может выступать и штемпель отправителя и перевозчика.

Отзывы, комментарии и обсуждения

Источник: https://finswin.com/projects/dokumenty/smr.html

Правничок
Добавить комментарий