Правила перевозки опасных грузов железнодорожным транспортом

Правила перевозки опасных грузов железнодорожным транспортом в цистернах. Правила безопасности при перевозке опасных грузов по железным дорогам Российской Федерации

Правила перевозки опасных грузов железнодорожным транспортом
Бизнес 18 августа 2017

Перевозка грузов по железным дорогам осуществляется по особым правилам. Данные нормативные документы разработаны на международном уровне, периодически претерпевают изменения и корректируются.

Современные Правила перевозки опасных грузов железнодорожным транспортом введены в 1996 году. Они действуют не только на территории России, но и в других странах СНГ.

Документ обязаны соблюдать все работники дороги и лица, участвующие в отправлении и получении грузов.

Безопасность на железной дороге

Качество работы железнодорожного транспорта в России напрямую связано с развитием промышленности, торговли, хозяйственных отраслей. Железная дорога соединяет центральные регионы страны с самыми отдаленными уголками.

Через нее поступают жизненно необходимые товары и продовольствие, крупные партии материалов для заводов и фабрик. Наконец, сотни тысяч людей совершают деловые поездки и путешествуют поездами.

Потому так важно обеспечивать безопасность перевозок, не допустить возгораний на путях, в вагонах.

Особое внимание уделяется правилам безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом. В данном случае необходимо соблюдать особые условия.

К любому грузу должны прилагаться документы на перевозку, в которых указаны его разновидность и описание. Вид опасности устанавливается заранее.

Грузу присваивается тот или иной номер, в соответствии с которым в дальнейшем ведется транспортировка.

Нормативные документы

Специальная документация с правилами перевозки опасных грузов железнодорожным транспортом используется затем, чтобы не допустить аварий на путях и избежать человеческих жертв.

Нормы и правила разрабатывались в течение долгого времени с учетом всех нюансов.

Отдельным документом регламентированы особенности перевозки нефтебитума и транспортировка груза в совмещенном сообщении, где используется также водный транспорт.

Есть также правила, касающиеся пломбирования контейнеров, заполнения транспортных документов, рассмотрения претензий по проблемам с грузами и транспортом. На деятельность по погрузке опасных грузов обязательно получать лицензию у Ространснадзора. Тема опасных грузов также затронута в специальных рекомендациях ООН.

Основная классификация

Существует особый тип грузов, которые могут стать причиной пожаров, загрязнения окружающей среды и прочих бедствий. Они называются опасными и нуждаются в определенных условиях транспортировки и хранения. Все виды опасных грузов распределены на девять классов.

Точно определить вид опасности поможет специальная таблица в приложениях к Правилам перевозки опасных грузов по железным дорогам. Типология довольно сложная, имеет много подвидов и групп. Кроме того, каждому типу груза присваивается некий классификационный шифр.

Например, второй класс включает в себя три подкласса. Все это газы: ядовитые и нетоксичные, воспламеняющиеся. Их помещают в специальные контейнеры, так как есть большая угроза взрыва. Неохлажденные сжиженные газы транспортируют в переносных цистернах с неразборной конструкцией.

Вагоны-цистерны

Цистерны применяют не только для перевозки газов, но и для жидких грузов. Это могут быть и неопасные грузы: продукты питания (например, мука), материалы для строительства. Опасные перевозят в специализированных цистернах. Там есть возможность поддерживать определенную температуру, условия.

Существуют вагоны-цистерны типа «сосуд», жидкость в которых все время находится под давлением. Могут также использоваться специально подготовленные отправителем контейнеры, если к ним прилагается сертификаты качества.

Четкие требования к вагонам можно найти в Правилах перевозок опасных грузов железнодорожным транспортом.

Работники дороги должны быть проинформированы о состоянии арматуры цистерны. Перемещение опасных грузов из контейнера в другой осуществляется на специально отведенной для этой операции территории. Некоторые грузы второго класса (неохлажденные) транспортируют в котле переносных вагонов-цистерн.

Правила перевозок опасных грузов железнодорожным транспортом в цистернах

В обязательном порядке выполняется маркировка вагонов-цистерн. Если опасный груз был перемещен, а очистка цистерны после него еще не произведена, то указывается наименование: «порожний вагон-цистерна». А после него наносятся сведения о последнем грузе (его класс, подгруппа и добавочные характеристики).

Цистерны с большой вместимостью могут являться составными частями вагон-батареи. Все элементы его крепко сцеплены. За цистернами с опасным грузом должны следовать вагоны прикрытия. Перед транспортированием проверяют работу температурных режимов, давления в контейнере.

Стоит учитывать, что некоторые опасные вещества, относящиеся к разным типам, недопустимо перевозить вместе.

Другие разновидности

Легковоспламеняющиеся жидкости (сероуглерод и другие) помещают в специальные бочки, пробки которых расположены по направлению вверх.

Этот груз имеет третий класс опасности, знак должен быть указан на вагоне. Твердые изделия, которые легко воспламеняются, причисляют к классу 4.1.

Спички безопасные помещают в специальные фанерные ящики, а для изделий из целлулоида подойдет и потребительская тара.

Опасные грузы класса 5 могут также вызвать возгорания и пожар. Потому вагоны для них должны быть тщательно вычищены. Особо строгие требования предъявлены к перевозке веществ токсичных и ядовитых Правилами перевозки опасных грузов железнодорожным транспортом. Их норм класса – 6.1.

К восьмому типу приписаны едкие вещества. В их числе ртуть, азотная кислота. Транспортировка осуществляется с сопровождением, в особой таре с пломбами. Упаковка должна быть тщательно обработана огнезащитным составом. Все прочие грузы, представляющие опасность, относят к классу 9.

Оформление документации

Перевозчик должен заранее позаботиться о выполнении всех условий транспортирования опасных грузов. Должна быть подготовлена накладная со списком всех перевозимых материалов и веществ.

Если в их числе есть те, что представляют опасность, то обязательно сверять с перечнем в нормативном документе. Взрывоопасные товары, относящиеся к первому классу, заносятся в отдельный список, вместе со сведениями по их поставке.

За полгода до этого берется разрешение у государственных структур на осуществление данного вида деятельности.

Кроме накладной оформляют аварийную карточку. В этом документе указывают свойства, правила перевозки опасных грузов жд транспортом и возможные действия по ликвидации аварии на транспорте. На счет-фактуре проставляют красный гриф, указывающий на опасность товара.

Маркировка специальными знаками

Об опасности перевозимого товара должны предупреждать специальные знаки. Маркировка ставится на вагоны и тару. Стандартами регламентирован ее размер, шрифт и цвет – обязательно насыщенный и яркий.

Обозначения являют собой указание на тип груза, например, для легковоспламеняемых газов он зеленого оттенка с черной надписью и картинкой. Для более опасных ядовитых газов выбран цвет, который будет отчетливо заметен на цистерне – белый.

Класс опасности на знаках ставится в нижней части квадрата, угол которого может быть разным, в зависимости от уровня опасности.

Помимо этого используется специальная табличка с номером того же груза по классификации ООН. Туда же помещен цифровой код, являющий собой последовательность действий при экстренной ситуации. Цвет прямоугольника – оранжевый. В дополнение ко всем обозначениям дана аварийная карточка. Маркировка осуществляется перед отправкой, в процессе погрузки.

Возможные последствия

При несоблюдении условий транспортировки грузов, представляющих опасность, могут возникнуть негативные последствия разного рода. К наиболее тяжелым можно отнести взрывы, причиной которых становятся гибель и серьезные людей, повреждение техники.

Огонь может перенестись на находящиеся вблизи здания. Попадание опасных веществ в окружающую среду приводит к загрязнению воздуха, становится причиной отравлений животных и человека.

В результате могут возникнуть серьезные заболевания: дыхательных путей, кожных покровов, кровообращения и др.

Токсичные и инфекционные вещества шестого класса могут незаметно попасть на одежду человека, а через нее – на поверхность тела. В результате появляются симптомы головокружения, повышается температура, что при отсутствии срочного лечения приводит к смерти пострадавшего.

Поэтому даже при обнаружении утечки таких веществ в вагоне меры по обработке должны быть сведены к минимуму, чтобы работник не соприкасался с поверхностью упаковки.

Соблюдение правил перевозки опасных грузов по железным дорогам Российской Федерации – это обязанность всех грузоперевозчиков.

Источник: .ru

Источник: https://monateka.com/article/243930/

Международные перевозки опасных грузов железнодорожным транспортом

Правила перевозки опасных грузов железнодорожным транспортом

Опасные вещества используются в самых разных сферах деятельности, все они нуждаются в транспортировке, которая считается достаточно опасным процессом. В категорию опасных грузов относят химикаты, материалы химической и оборонной промышленности и многое другое.

Для перевозки опасных грузов были разработаны специальные правила, в соответствии с которыми осуществляется их транспортировка.

Железнодорожные перевозки опасных грузов

Опасными грузами считаются материалы, изделия и вещества, несущие потенциальную опасность для людей и животных, окружающей среды, материальных ценностей и т.д.

Существует специальная классификация опасных веществ, дополнительно они делятся на две подкатегории: опасные и особо опасные. Опасные вещества легко могут воспламениться или взорваться, взрыв провоцируется трением или детонацией.

В основе легковоспламеняющихся материалов лежат сжиженные в процессе охлаждения или растворённые под давлением газы. Такие вещества характеризуются повышенной чувствительностью к колебаниям температуры, при их транспортировке требуется соблюдение специального температурного режима, не следует допускать также их контакта с другими веществами и материалами.

Опасность представляют также выделяющие кислород материалы, которые воспламеняются при контакте с другими веществами.

Для перевозки опасного груза нужно знать Устав железных дорог.

Перевозка опасных грузов требует соблюдения определенных требований:

  • Выбор транспорта;
  • Тара должна соответствовать типу перевозимого груза;
  • Маркировка вагонов.

В целях предотвращения критических ситуаций следует ознакомиться с законодательством и правилами безопасности.

Применение правил перевозки

Опасные грузы перевозятся в соответствии с установленными государственными и международными законами и постановлениями.

Правила действуют на территории стран, подписавших соглашение СМГС (Соглашение о Международном Грузовом Железнодорожном Сообщении) и обязательны к выполнению для сотрудников всех компаний, участвующих в организации транспортировки, а также для получателей и отправителей.

Общие требования:

  1. Приложение 2 к Соглашению. Данный вид грузоперевозок между государствами — участниками Содружества регламентируется этим документом, при необходимости транспортного сообщениями с остальными странами требуются дополнительные соглашения.
  2. Лицензия на перевозки. До погрузки, транспортировки и разгрузки опасных грузов допускаются только лицензированные компании. Для получения лицензии необходимо предоставить соответствующий пакет документов.
  3. Разрешение Министерства транспорта РФ. Документ, необходимый для перевозки опасных веществ.
  4. Разрешение МВД. Эта бумага требуется для транспортировки особо опасных грузов.

Особое внимание уделяется маршруту транспортировки — он должен пролегать в максимальной удалённости от жилых зданий и сооружений, предприятий, заповедников и т.д.

Скоростной режим определяется правилами передвижения на каждом участке следования поезда.

Перевозка требует соблюдения правил и инструкций.

Перечень допущенных к транспортировке опасных грузов указан в следующих документах:

  • Алфавитный указатель (приложение 2);
  • Перечень опасных грузов первого класса (приложение 10).

Грузы, не указанные в списке, но сходные по типу опасности и химическим характеристикам с перечисленными в списке веществами, должны быть отнесены к номеру ООН. Транспортировка осуществляется в данном случае в соответствии с условиями для этого номера ООН.

При отсутствии у груза признаков разрешенных к перевозке материалов, а также при наличии особых обстоятельств, устанавливаются дополнительные особые условия транспортировки.

Документы на перевозку

Отправитель предоставляет пакет документов на станцию отправки за сутки до даты отправления поезда.

На каждую отправку груза отправитель обязан предоставить ответственному работнику станции отправления накладную, оформленную в полном соответствии с требованиями СМГС и Правил перевозок опасных грузов железными дорогами.

Грузоотправитель должен указать в графе накладной «Наименование груза» код опасности (в соответствии с Приложением 2) и, через дробь, номер ООН. Обязательно указывается наименование опасного материала или вещества, № главного знака опасности, а скобках дополнительного и № аварийной карточки.

При перевозке взрывчатых веществ заполняется накладная ГУ-27е, иногда требуется предоставление комплекта документов, в котором предусмотрено оформление каждого вагона по отдельности.

Погрузка и доставка опасного груза на каждую станцию требует разрешения ее начальника или заместителя.

После получения разрешения в накладной проставляется отметка с указанием даты прибытия и отгрузки, также указывается продолжительность пребывания на станции и длительность погрузочно-разгрузочных работ.

На лицевой стороне пакета документов проставляется красный «ВМ», прописывается номер транспортируемого материала.

Транспортировка взрывчатых веществ с привлечением военизированных составов требует сопровождения ведомственной охраной отправителя или получателя.

При наличии ведомственной охраны на документах проставляется соответствующий штамп.

Перед автодоставкой опасного груза нужно изучить правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом. Их необходимо знать не только перевозчикам, но и собственникам груза.
Вы можете узнать как правильно заполнить CMR бланк вот здесь. Ошибки, допущенные при заполнении документа, могут испортить настроение бизнесмену.

Сопровождение опасных грузов

В сфере производства опасных веществ уровень криминала часто выше, по сравнению с другими отраслями промышленности, поэтому компании-производители уделяют большое внимание безопасности и охране.
Перевозка опасных веществ — не исключение, сопровождение в данном случае обязательна для перевозки всех видов грузов, вне зависимости от вида транспорта.

Сопровождение и охрана считается вынужденной мерой, это необходимо для предотвращения выброса опасных веществ и материалов в атмосферу.

Правила работы в данном случае остаются прежними, но грузы находятся под повышенным контролем на протяжении всего маршрута следования, на всех его участках.

Сопровождение проводится по установленным стандартам, начиная от момента загрузки до выгрузки, охрана осуществляется квалифицированными специалистами.
Все сотрудники имеют разрешение на ношение и использование оружия, предусмотрена радио и мобильная связь.

Железнодорожная дорога на втором месте по востребованности при перевозке опасных грузов, многие транспортные компании отдают предпочтение именно этому варианту, что упрощает выбор перевозчика.

Популярность железной дороги объясняется также не самым лучшим состоянием автодорог, транспортировка по которым связана с определённой опасностью сохранности грузов.

Железная дорога минимизирует любые риски и обеспечивает соблюдение всех сроков доставки, а знание правил и стандартов позволяет сэкономить время и минимизировать затраты.

Дополнительные сведения по теме вы найдёте в рубрике «Опасные грузы».

Источник: https://vedinform.com/freight/adr/rjd.html

Правничок
Добавить комментарий