Ликвидация унитарного предприятия: ее особенности и последствия

Ликвидация унитарного предприятия: принятие решения, документы, процедура

Ликвидация унитарного предприятия: ее особенности и последствия

На сегодняшний день в правовом поле под унитарным предприятием подразумевают правовую форму коммерческих организаций, имущественный комплекс которых не составляет собственность предприятия и ни при каких обстоятельствах не может подлежать разделу на части и распределению между всеми участниками.

Порядок создания, реорганизации и ликвидации частных, муниципальных, государственных унитарных предприятий занимает важное место в правовом поле.

Все моменты, касающиеся регулирования деятельности этой категории предприятий прописаны позициями двух основных законодательных документов: Гражданский Кодекс России и Федеральный Закон №161 «О государственных и муниципальных предприятиях».

В частности, ст. 61 ГК определяют ликвидацию унитарного предприятия в виде комплекса правовых нормативных мер юридического и бухгалтерского характера. Он направлен на окончательное и всеобъемлющее прекращение какой либо работы организации при полном отсутствии передачи права и всего объема разрешенных законом обязанностей иным юридическим и физическим лицам.

Возможность и необходимость ликвидации унитарного предприятия

Как уже упоминалось, вопросы реорганизации и ликвидации унитарного предприятия решаются ГК и Федеральным Законом №161.

В связи с тем, что унитарное предприятие можно назвать достаточно своеобразной формой предпринимательской инициативы, при ней присутствуют определенные нюансы ликвидационной процедуры.

Как уже было сказано выше, УП отличает специфичность этой организационно-правовой формы. Ключевая характеристика унитарных предприятий — это отсутствие прав собственности на балансовое и пребывающее в распоряжении фирмы имущество.

Основания

Начало процедуры может быть проведено в следующих случаях:

  • Решение собственника имущественного комплекса УП.
  • Решение судебной инстанции первой ступени.

Инициация процедуры ликвидации возможно, если произошла потеря финансовых интересов собственника к работе предприятия, фиксируется постоянная низкая рентабельность или убыточность УП, не достигнута поставленная цель, закончился срок договоров, и нет причин продления.

Необходимость ликвидации возникает при нарушении правовых процедур при организации, ведении хозяйственной деятельности без лицензий, сертификатов и других разрешительных документов, при неоднократных нарушениях правовых документов или компания осуществляет противозаконную деятельность.

Далее рассмотрен порядок ликвидации унитарного предприятия по решению собственника или суда, соответствующее постановление о таком и другие важные нюансы процедуры.

Порядок проведения

Ликвидационные мероприятия включают несколько последовательных этапов, следующих один за другим. В элементарном порядке это выглядит следующим образом:

  • Создание ликвидационной комиссии, состав которой определен компанией собственником, назначение ее председателя.
  • После этого момента комиссией осуществляется полное руководство и деловое администрирование субъекта, что подлежит ликвидации.
  • Приказом по компании определена процедура ликвидации и оговаривается срок ее осуществления.
  • Решением комиссии установлен метод оповещения кредиторов о предстоящей процедуре ликвидации.
  • Комиссия в срок не более чем 3 дня вносит сведения в Единый Государственный Реестр Юрлиц о начале ведения ликвидационной компании.

Важно соблюсти все указанные правила, иначе будет выдан отказ в ликвидации. Далее рассмотрим решение о ликвидации частного и муниципального унитарного предприятия.

Принятие решения о ликвидации

Решение о начале процедуры ликвидации предприятия принимает руководящий орган компании – собственника. Это может быть совет директоров, совет учредителей или иной предусмотренный законодательством орган.

Решение принимается коллегиальным способом, при соблюдении кворума. Подтверждающим документом является Протокол собрания, подписанный полагающимися лицами и вынесенное Решение.

Документы

Для того чтобы начать процедуру ликвидации следует обладать следующим пакетом документов:

  1. Уведомление форма Р15001.
  2. Решение собственников о начале ликвидации.
  3. Сведения о составе ликвидационной комиссии, личные данные ликвидатора, нотариальный документ для ведения деятельности.
  4. Внесение данных о процедуре в «Вестник государственной регистрации», с указанием юридических реквизитов предприятия.

Затем местный орган регистрации предоставляются Заявление о государственной регистрации Ф Р16001, документ, подтверждающий уплату государственной пошлины, оригинальный вариант ликвидационного баланса с синей печатью и подписями уполномоченных лиц.

Процедура

Процедуру ликвидации инициируют в случаях наличия задолженности по бюджетным и внебюджетным платежам более 100 000, 00 руб. и нарушения сроков погашения 91 и более дней. Процедура ликвидации проводится по определенной схеме:

  • Осуществление наблюдения за предприятием. Проводится анализ финансового состояния.
  • Составление реестра кредиторских требований.
  • Финансовая санация и осуществление внешнего управления.
  • Проведение конкурсного производства.
  • Оптимизация дебиторских выплат.
  • Организация торгов по вопросу реализации имущественного комплекса предприятия.
  • Возможное оформление и подписание мировых соглашений.
  • Массив оставшихся долгов организации признается как аннулированные.

Последствия ликвидации унитарного предприятия, вопросы его имущества рассмотрены ниже.

Последствия упразднения

Итог процедуры ликвидации — данные о ликвидации, внесенные в ЕГРЮЛ и полученное соответствующее свидетельство о признании компании как ликвидированное.

  1. При неправильном ведении ликвидационных процедур обычно у руководителя УП возникают проблемы законодательного порядка.
  2. При нарушении нормативных актов возможно признание ликвидации как несостоявшейся.

Для того чтобы избежать негативных последствий и не вернуть проведенную процедуру в уже пройденное русло, следует прекратить существование юридического лица в точном соответствии с законодательной базой РФ.

Про ликвидацию частного унитарного предприятия расскажет это видео:

Источник: http://uriston.com/kommercheskoe-pravo/likvidatsiya/raznye-subekty/unitarnogo-predpriyatiya.html

Ликвидация муниципального унитарного предприятия – понятие, порядок и этапы, сроки ликвидации государственного унитарного предприятия

Ликвидация унитарного предприятия: ее особенности и последствия

Особенности ликвидации муниципальных унитарных предприятий объясняются специфичностью данной организационно-правовой формы. Ключевой характеристикой унитарных предприятий заключается полное отсутствие их права собственности на имеющееся в распоряжении компании имущество.

Еще одной отличительной особенностью муниципальных унитарных предприятий является то, что их имущество неделимо, из-за чего оно не может быть распределено после ликвидации по вкладам, в том числе и между сотрудниками подобного предприятия.

Объясняется все это достаточно просто – имущество, которое было выделено унитарному предприятию в момент его создания, находится в государственной, либо муниципальной собственности и принадлежит предприятию исключительно на праве хозяйственного ведения, либо оперативного управления.

Этим и объясняется тот момент, что фирменное наименование унитарного предприятия, согласно действующему законодательству, должно содержать указание на то, кто является собственником его имущества.

Ну а в уставных документах такого юридического лица должно быть указано, кому конкретно принадлежит имущество унитарного предприятия.

Откладывает свой отпечаток на процедуру ликвидации и тот факт, что по своим обязательствам унитарное предприятие отвечает всем своим имуществом, но при этом ответственности по обязательствам собственника данного имущества оно не несет.

Порядок и этапы

Ликвидация муниципального унитарного предприятия может быть осуществлена:

  • по решению собственника его имущества.
  • по решению суда.

В обоих случаях данная процедура происходит в определенном порядке, установленном действующим законодательством. Ликвидация муниципального унитарного предприятия предполагает прекращение его деятельности без перехода прав и обязанностей предприятия к другим лицам в порядке правопреемства.

Несмотря на ряд существенных отличий данной организационно-правовой формы от многих других, процесс ликвидации такого предприятия довольно похож на ликвидацию других предприятий. Так, в случае принятия решения о прекращении деятельности унитарного предприятия должна быть назначена ликвидационная комиссия, состав которой определяет собственник его имущества.

Сразу же момента назначения данной комиссии, она получает полномочия по управлению всеми делами унитарного предприятия. На данную комиссию также возлагается обязанность представления ликвидируемого предприятия в суде.

В случае, если во время проведении ликвидации муниципального унитарного предприятия была установлено, что оно неспособно в полном объеме удовлетворить требования кредиторов, то руководитель такого предприятия, либо же ликвидационная комиссия, обязаны обратиться в арбитражный суд, подав заявление о признании такого предприятия банкротом.

Сам же порядок ликвидации муниципального унитарного предприятия зависит от того, добровольная ли эта процедура, либо принудительная.

При добровольной ликвидации придерживаются следующего порядка:

  • Принимается решения о необходимости ликвидации унитарной организации и составляется приказ.
  • Назначается ликвидационная комиссия.
  • Осуществляется уведомление государственных структур о начале процесса ликвидации муниципального унитарного предприятия.
  • Производится письменное персональное оповещение сотрудников о предстоящей ликвидации предприятия (не позднее, чем за 2 месяца до его ликвидации).
  • Размещается соответствующее объявление в СМИ о начале процедуры ликвидации муниципального унитарного предприятия.
  • Проводится оповещение кредиторов.
  • Составляется промежуточный ликвидационный баланс. Его утверждение должно быть проведено на общем собрании участников унитарного предприятия.
  • Расчет с кредиторами в порядке законной очередности (при необходимости выполняется организация публичных торгов для продажи имущества.
  • Составляется ликвидационный баланс.
  • Происходит передача оставшегося имущества собственнику.
  • Выполняется сдача документов в архив и уничтожение печатей.
  • Исключение муниципального унитарного предприятия из ЕГР.

В данном случае все достаточно просто. Однако, в случае с принудительной ликвидацией, все выглядит не так радужно. Обычно она связана с признанием юридического лица банкротом.

проблема тут заключается в том, что муниципальные унитарные предприятия не обладают правом собственности на имущество, и на них возложены лишь только обязанности управления им.

Поэтому руководитель такого предприятия не может обратиться в суд для признания банкротства.

На законных основаниях сделать это может лишь собственник, кредитор, либо другие уполномоченные органы. Еще одна имеющаяся проблема – это то, что если денежных средств муниципального унитарного предприятия не хватило для погашения имеющихся задолженностей, то кредиторы могут потребовать через суд возмещения задолженности из личного имущества собственника предприятия.

Срок ликвидации

Сегодня срок ликвидации унитарного предприятия составляет довольно внушительный промежуток, который может длиться несколько лет.

Максимального срока этой процедуры и вовсе не существует, а минимальный несколько превышает два месяца – именно столько времени, согласно действующего украинского законодательства, должно обязательно отводиться на то, чтобы все кредиторы муниципального унитарного предприятия успели подать заявления о компенсации.

Разумеется, это может отнять и куда больше времени – все зависит от компетентности ликвидатора. И поэтому мы рекомендуем доверять эту непростую процедуру только опытным профессионалам в данной сфере, лучшие из которых работают в юридической компании Варантум.

Источник: http://varantum.com/stati-i-publikacii/likvidaciya-municipalnogo-unitarnogo-predpriyatiya

Условия для признания банкротства МУП и последствия ликвидации

Ликвидация унитарного предприятия: ее особенности и последствия

Сейчас, когда рынок подвержен колебаниям, вызванного причинами объективного и субъективного характера, практически никто не застрахован от ситуаций, когда невозможно выполнить свои кредитные обязательства.

Таким образом, банкротство муниципального унитарного предприятия — такое же обыденное явление. Крайне неприятное для кредиторов, но – обыденное.

Поэтому нелишним будет знать каковы важные моменты и особенности процесса ликвидации МУП через признание его банкротом.

Принципиальные отличия банкротства МУП

Обычно, для начала процедуры закрытия фирмы из-за неспособности погасить долги руководитель должен обратиться с соответствующим заявлением в суд, занимающийся делами юридических лиц.

Туда может обратиться также и кредитор или работник предприятия, которому не выплачивают заработную плату, то есть, по сути, тот же кредитор.

В случае с признанием банкротом муниципального образования есть спорный законодательный вопрос о возможности обратиться в судебные органы именно руководителю предприятии. Это связано с тем, что у предприятий такого типа есть только возможность оперативного управления имуществом.

Право собственности принадлежит городу или иному муниципалитету. Таким образом, фактически, решение о направлении в суд заявления о запуске процедуры банкротства унитарного предприятия принимает не руководитель, а собственники имущества, то есть органы власти местного уровня.

Есть еще несколько отличий:

  • учредители фирмы не могут быть его участниками;
  • организация управляется одним руководителем единолично;
  • МУП отчитывается перед учредителями, но управляет имуществом самостоятельно;
  • в случае банкротства сначала используется имущество, находящееся под управлением МУП, а затем, на условиях субсидиарной ответственности – имущество учредителей.

Положения законодательства

На законодательном уровне процедура банкротства регулируется несколькими нормативно-правовыми документами. Прежде всего, это гражданский кодекс.

Конкретно, статья 61 дает определение понятия ликвидации предприятия, описываются варианты процесса ликвидации, и при признании несостоятельности фирмы перед кредиторами.

К нижестоящим законодательным актам, посвященным банкротству, относится закон, принятый на уровне Совета Федерации №161 от 14.11.2002 г. «О муниципальных предприятиях». В нем подробно описывается весь процесс образования, работы и окончания деятельности.

Для муниципальных предприятий действуют особые условия банкротства

В законе федерального уровня № 127, принятом тоже в 2002 году 26 октября, регламентируется порядок и особенности процесса банкротства.

Банкротство государственных и муниципальных предприятий также фигурирует в этом нормативно-правовом акте. Последние изменения в этом законе вступили в силу 29 октября 2017 года.

Некоторые спорные моменты, возникающие при применении этого закона, освещены в Постановлении Высшего Арбитражного суда № 29 от 15.12.2004 г.

Критерии, по которым организацию ликвидируют, как неспособную погасить долги

Несмотря на все отличия унитарной организации от обычной, критерии для признания муниципального предприятия банкротом ничем не отличаются. Таких критериев два:

  • организация в течение трех месяцев не выплачивает заработную плату и выплаты социального характера, имеет налоговую задолженность и не имеет денег для таких выплат;
  • сумма задолженности не менее трехсот тысяч рублей.

Для организаций — коммунальщиков есть еще один дополнительный критерий: неисполнение обещаний перед поставщиками и, следовательно, перед гражданами – конечными получателями услуг.

Кто выступает инициатором процедуры банкротства муниципального предприятия

Сообразуясь с законодательством России и здравым смыслом, можно определить категории физических и юридических лиц, которые имеют возможность обратиться в арбитраж для инициации дела о прекращении деятельности организации в связи с невозможностью оплачивать суммы долга.

  • Сама организация – должник. Если руководство осознает, что сумма долга перед кредиторами превышает обозначенную в законе сумму, и вариантов для положительного разрешения ситуации нет, то руководитель предприятия, заручившись согласием муниципалитета, подает заявление о признании банкротом.
  • Организации – кредиторы. Поставщики природных ресурсов, финансовые организации, поставщики товарно–материальных ценностей, осуществлявшие поставки в кредит. Эта группа подает заявление, после продолжительной, не погашаемой задолженности для взыскания средств за счет муниципального имущества или иным законным способом. Поставщики идут на такие шаги, когда риск получить не всю сумму долга ниже риска полного непогашения, если организация продолжает существовать.

Обращение в арбитражный суд дает возможность кредиторам вернуть сумму долга

  • Работники МУПа, не получающие оплату за труд или различные пособия установленное законом время. Смысл их действий по признанию организации банкротом – получение своей законной компенсации за труд.
  • Государственные органы. Деятельность организации может быть признана нерациональной. Ее функции передаются другой конторе, с более эффективным управлением.

Порядок процедуры банкротства

Если суд удовлетворит заявление истца, то далее происходит стандартная процедура, включающая в себя несколько пунктов. Начальным этапом будет являться наблюдение. Контролирующие структуры собирают всю информацию о фирме, создают планы выхода из финансового кризиса без ликвидации. Данный этап продолжается максимум 7 месяцев с момента подачи заявления.

Затем наступает этап санации. Здесь внешний управляющий получает некоторую возможность влиять на решения действующего руководителя. Составляется график погашения долгов. Действующий руководитель по-прежнему работает. Может продолжаться до двух лет.

Если на этапе санации восстановления платежеспособности не произошло, процесс переходит в третью стадию. Внешний управляющий полностью контролирует деятельность организации, проводит мероприятия по оздоровлению финансового состояния. Печати организации также находятся у внешнего управляющего.

Единственное, что он не может делать – продавать имущество МУП для погашения обязательств перед кредиторами. Этот период длится до года, но может быть продлен еще на полгода. Если в периоде заключаются договора на крупные суммы, этот процесс обычно согласовывается с советом кредиторов организации.

По итогам третьего этапа возможны несколько вариантов. Если действия внешнего управляющего возымели успех, процедура банкротства прекращается и МУП возвращается к обычному режиму работы.

Грамотная деятельность внешнего управляющего является гарантией успешного финансового оздоровления предприятия

Если с кредиторами удалось договориться, то заключается мировое соглашение, организация продолжает функционировать, долги гасятся по плану.

Важно: мировое соглашение с кредиторами можно заключить на любом этапе банкротства. Если для кредитной организации, по каким-либо причинам важно существование конкретного МУПа, то оно может пойти на соглашение даже на этапе наблюдения.

Если улучшений не наступило, назначается конкурсное производство, в функционал которого входит продажа имущества и погашение долгов за счет полученных средств. Срок устанавливается до полутора лет. В этот период прекращаются все начисления неустоек, документация по кредитным обязательствам находится у внешнего управляющего.

Условия ликвидации

Основные условия ликвидации МУП – непогашение долгов в течение трех месяцев и размер долга свыше 300 тысяч – были описаны выше.

Кроме этого, при ликвидации в добровольном порядке муниципалитет должен издать приказ о ликвидации, назначить комиссию для ликвидации. Как правило, она создается при участии сотрудников муниципалитета.

Необходимо оповестить налоговые органы, рабочих предприятия, кредиторов.

Официальная информация о предстоящем банкротстве публикуется в средствах массовой информации. Создаются планы погашения долгов, которые затем воплощаются в жизнь. По итогам всех действий ломаются печати организации. Фирма исключается из учета в налоговых органах. Вся документация отправляется в архив.

Последствия и ответственность

К последствиям процедуры банкротства напрямую относится ликвидация унитарной структуры и продажа ее имущества для погашения долгов. Ответственность физических лиц при подобных мероприятиях не выходит за рамки административной и уголовной ответственности.

Рабочие МУП, согласно должностным обязанностям, несут ответственность за полноту и правильность бухгалтерского учета, за полное отражение в нем всего имущества организации, а также за создание препятствий внешнему управляющему.

Фиктивное преднамеренное банкротство также является наказуемым деянием.

Узнать о банкротстве предприятия можно из видео:

Источник: https://MoyDolg.com/bankrotstvo/yurlica-1/uslovija-bankrotstva-municipalnogo-unitarnogo-predprijatija.html

Правничок
Добавить комментарий