Книжка МДП (Carnet TIR) как основа международных дорожных перевозок

Содержание
  1. Что такое Carnet TIR (книжка МДП) и как его правильно заполнять?
  2. Об истории и сути МДП
  3. Как работает система?
  4. Как заполняют книжку МДП?
  5. Рубрики и правила их заполнения
  6. Ошибки при оформлении книжки МДП и другие проблемы, подстерегающие члена АСМАП
  7. Что такое корнет Carnet TIR — действие конвенции МДП на территории РФ
  8. Аббревиатура TIR (МДП) – что это значит?
  9. Что такое книжка МДП (Carnet TIR)?
  10. Грузовой манифест TIR CARNET
  11. Накладные при перевозках
  12. Международные автоперевозки – кто и как может этим заниматься
  13. Как отследить перевозку — система SafeTIR
  14. Предварительное декларирование перевозок (TIR-EPD)
  15. Национальные особенности применения TIRCarnet
  16. TIR в системе международных автомобильных перевозок
  17. TIR (фр. Transports International Routiers, «Международные дорожные перевозки») — система международных автомобильных перевозок товаров, работающая на основе Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП.
  18. Что такое система МДП?
  19. Книжка МДП: расшифровка, правила заполнения, порядок, журнал учета
  20. Нормативное регулирование
  21. О документе
  22. Понятие и предназначение
  23. Виды и особенности
  24. Когда используется
  25. Как оформить
  26. Полезная информация по вопросу
  27. Carnet TIR / Книжка МДП в международных перевозках автомобильным транспортом
  28. Что такое Carnet TIR или Книжка МДП в международных перевозках автомобильным транспортом
  29. Альтернативы использования книжки МДП в международных перевозках автомобильным транспортом?

Что такое Carnet TIR (книжка МДП) и как его правильно заполнять?

Книжка МДП (Carnet TIR) как основа международных дорожных перевозок

Чтобы груз не потерялся во время международной перевозки, и его не пришлось постоянно переоформлять на каждой границе, оформляют книжку МДП или Carnet TIR. Этот документ упрощает жизнь автомобильным перевозчикам и, что важнее, регулирует такие перевозки, страхуя их участников от рисков.

Книжка МДП представляет собой блокнот с отрывными листами, каждый из которых заполняют при прохождении таможенного пункта и оставляют у сотрудников таможни (корешки с основной информацией остаются в самой книжке). Листы-бланки располагаются попарно и имеют зеленый и белый цвет. Каждую пару заполняют при прохождении одного таможенного пункта.

Об истории и сути МДП

TIR (МДП) — универсальная транзитная система, которой пользуются страны-участницы соответствующей конвенции. Конвенцию приняли в 1975 году, а через 3 года системой начали пользоваться на территории Европы и некоторых других стран.

Ее регулирует IRU (МСАТ, Международный союз автомобильного транспорта). Региональный представитель в России — АСМАП. На данный момент Россия признает Конвенцию и саму систему, но фактически пользоваться ее возможностями сложно с 2013 года.

Как работает система?

Система сложнее, чем обычное прохождение таможни, но, вникнув в нее один раз, вы сможете существенно сэкономить время на всевозможные процедуры.

Рассмотрим МДП на примере. Допустим, вы поставляете из Швейцарии в Россию механические часы. Швейцария не входит в ЕС, и при обычной процедуре растаможке вам пришлось бы проходить таможню на швецарском пункте, германском, затем — на польском и на белорусском. Вы проходите три таможенных зоны: в Швейцарии, ЕС и ТС.

Если вы пользуетесь системой МДП, все упрощается и ускоряется. Вы:

  1. Оформляете груз на таможне и открываете ТИР, начиная процедуру МДП. Здесь вы ставите пломбы, заполняете первый лист. Затем, на границе с ЕС вы заполняете и отдаете местным таможенникам второй лист.
  2. На таможне ЕС открываете новую процедуру МДП, заполняя и отрывая третий лист. Когда вы приблизитесь к границе с Белоруссией, на польском таможенном пункте вы закрываете процедуру, заполняя и отдавая четвертый лист.
  3. На белорусском таможенном пункте заполняете и отрываете пятый лист, снова начиная процедуру. В дальнейшем вы приезжаете в таможню пункта назначения (она может быть, например, в России). Здесь вы заполняете и отдаете шестой лист. На этом этапе убираются пломбы, а груз выгружается. Если у вас два пункта назначения, на первой российской таможне вы должны вновь открыть процедуру МДП, снова наложить пломбы и отдать седьмой лист. В последнем пункте назначения вы заполняете восьмой лист. Пломбы снимаются окончательно, груз передается получателю.
  4. После доставки груза ТИР (блокнот с корешками) нужно отправить в АСМАП.

Таким образом, вы заполните восемь листов, а если пойдете через Украину, которая не относится ни к одной из таможенных зон, вам потребуется 10 листов.

Книжки МДП, в свою очередь, могут быть рассчитаны на 4, 6, 20 и другое количество листов. Если их оказалось недостаточно, вам придется использовать другую схему растаможки.

Следовательно, перед перевозкой вам нужно точно составить маршрут и убедиться в том, что листов хватит на все таможенные пункты.

Как заполняют книжку МДП?

Как правило, Carnet TIR заполняют экспедиторы, работающие при таможенных пунктах, или таможенные брокеры. Доверить им эту формальность проще, чем заполнять все самостоятельно, но научиться этому стоит.

Для начала — о том, как получить книжку. Сделать это может только аккредитованый член АСМАП, имеющий допуск к международным перевозкам и владеющий сертифицированными транспортными средствами и прицепами. Компания «с улицы» такую книжку не получит.

В Carnet TIR указывают основную информацию о грузе (описание, код ТН ВЭД, число грузовых мест, вес), регистрационный номер автомобиля, номера пломб, страны назначения и отправления, соответствующие таможни, список сопроводительных и транспортных документов, а также другие сведения.

Рубрики и правила их заполнения

Обложка содержит 12 рубрик. 1-4 рубрики заполняют при выдаче книжки, в АСМАП (или другом представительстве). Здесь указывают срок действия, информацию о представительстве и держателе, проставляют подписи и печати.

6-12 рубрики заполняет сам перевозчик перед отправлением:

  • 6 — страна отправления (с кодом ISO Alpha 3);
  • 7 — страна назначения (аналогично);
  • 8 — регистрационный номер автомобиля;
  • 9 — номер допуска к международным перевозкам и срок его действия;
  • 10 — опознавательный номер контейнера (если он есть);
  • 11 — примечания (в частности, если груз тяжеловесный) — на английском или ином языке;
  • 12 — подпись владельца (перевозчика).

Желтый грузовой манифест (желтый листок) заполняется держателем до перевозки и содержит 15 пунктов:

  1. /не заполняется/
  2. Название и расположение таможни отправления (их может быть несколько).
  3. Название и расположение таможни назначения.
  4. Информация о держателе (включая идентификационный номер).
  5. Страна отправления (аналогично пункту 6 на обложке).
  6. Страна назначения (аналогично пункту 7).
  7. Номерной знак ТС.
  8. Перечень документов.
  9. Грузовые места и их опознавательные знаки.
  10. Число грузовых мест и описание грузов.
  11. Вес груза в килограммах.
  12. Названия таможен назначения и число грузовых мест для каждого места.
  13. Подпись владельца.
  14. Место оформления.
  15. Дата.

Отрывные корешки и листки (остальные пункты) заполняют сотрудники таможни. Их трогать нельзя.

Ошибки при оформлении книжки МДП и другие проблемы, подстерегающие члена АСМАП

  1. Помарки. Книжку нужно заполнять аккуратно, без помарок. Любые зачеркивания согласуются и заверяются таможней. Поэтому любая помарка, из-за которой информацию можно трактовать неправильно, делает книжку недействительной (за исключением ошибок, исправленных на таможне).
  2. Ошибки и неправильная информация.

    За указание заведомо подложных сведений вам могут выписать штраф в АСМАП и признать книжку недействительной. Груз могут задержать до заполнения документов и прохождения стандартной процедуры таможни.

  3. Проблемы с российскими таможенными пунктами. Россия формально участвует в Конвенции, но по факту ТИРы только закрывает.

    Транзитом через страну (например, в Казахстан) по МДП ехать не получится. Лучше использовать систему, если в России вы будете проходить только один таможенный пункт.

Система МДП простая, но в ней, как и везде, есть свои подводные камни. Даже если вы оформили все правильно, продумайте запасные варианты растаможки.

Источник: http://www.wtransports.com/2017/07/14/chto-takoe-carnet-tir-i-kak-ego-pravilno-zapolnyat/

Что такое корнет Carnet TIR — действие конвенции МДП на территории РФ

Книжка МДП (Carnet TIR) как основа международных дорожных перевозок

Государственный контроль, соответственно их видам, производят друг за другом: если подконтрольный объект покидает Российскую Федерацию, то Ространсинспекция, далее таможня, затем пограничный контроль; если подконтрольный объект въезжает в Российскую Федерацию, то сначала пограничный контроль, потом Ространсинспекция и последний пункт — таможня. Каждый последующий орган приступает к своему контролю лишь тогда, когда предыдущий орган заканчивает свой контроль.

Далее вы узнаете как действует система система TIR в таможенных органах РФ.

Аббревиатура TIR (МДП) – что это значит?

Надпись «TIR» на грузовиках встречается довольно часто, что это означает? Это сокращение и в переводе с французского на русский звучит как «международные дорожные перевозки» — расшифровка МДП.

Иначе говоря, этими буквами – TIR либо МДП — обозначается интернациональная система, позволяющая по определённой процедуре транспортировать грузы с пересечением границ между странами, присоединившимися к данному соглашению.

Система МДП функционирует, опираясь на Таможенную конвенцию ООН о международной перевозке грузов. Управление системой производится МСАТом (Международным союзом автомобильного транспорта).

На сегодня в данной системе принимают участие 67 стран и Европейский Союз.

Детальные сведения о Конвенции МДП содержатся в «Справочнике по МДП», который можно найти на сайте МСАТа, а полезная информация об автомобильных контейнерных перевозках вот здесь.

Что такое книжка МДП (Carnet TIR)?

При перевозке грузов с применением МДП, товары учитываются документом под названием «Книжка МДП» — документом с отрывными листами, которые изымаются во время прохождения автомобилем очередной таможенной проверки (по одному листу на каждый пункт пропуска).

Таким образом, речь идёт о сопровождающем грузы таможенном документе, предоставляющем право его владельцу перемещать задекларированный в ней груз с пересечением границ указанных стран и пользуясь упрощённой процедурой досмотра.

Советуем ознакомиться с условиями поставки по ИНКОТЕРМС 2010, эта информация полезна для дебютантов в международной торговле.

Бланки этих документов реализуют организации, определённые внутренними решениями стран, участвующих в системе МДП. В России это – АСМАП (Ассоциация международных автомобильных перевозчиков), находящаяся в Москве.

Порядок получения и оформления книжек МДП, список необходимых для этого документов, текущая стоимость книжки, другая информация по сопутствующим вопросам, включая инструкции по подготовке и использованию необходимых при производстве интернациональных перевозок документов – прерогатива АСМАП и могут быть получены с сайта этой организации.

Книжка МДП – документ, внешне похожий на крупноформатный блокнот, в котором имеются:

  • обложка горчичного цвета;
  • грузовой манифест в жёлтом цвете;
  • попарно сдвоенные белого и зелёного цветов отрывные листы с корешками;
  • лист протокола;
  • форзац обложки и его отрывная часть.

Книжка имеет собственный уникальный номер из двух латинских букв и семи цифр. Срок ее действия ограничен — с помощью штампа на её обложке указывается последний срок её действия.

На каждый автомобиль для одной перевозки книжка заполняется в одном экземпляре, действительном вплоть до окончания перевозки.

В процессе транспортировки груза таможенные органы стран, границы которых пересекает транспортное средство, проверяют лишь целостность произведённого ранее таможенного пломбирования.

После проверки, если целостность пломб не нарушена, работник текущего таможенного органа изымает один лист книжки МДП и заполняет оставшийся в ней соответствующий корешок.

Полностью порядок заполнения этого документа приведён в соответствующей инструкции, также и русскоязычной, распространяемой Международным союзом автомобильного транспорта (IRU) и имеющейся в АСМАП и её отделениях в регионах.

Ассоциация АСМАП несёт ответственность за предоставленные гарантии получателю по сохранности транспортируемого к нему груза и юридически отвечает за деятельность автоперевозчиков, использующих книжки МДП.

При наличии обоснованной претензии к кому-либо из автоперевозчиков АСМАП покрывает эту претензию как гарант и, уже затем, выясняет отношения с нарушителем.

Всё здесь сказанное не прекращает права любой из пересекаемых автомобилем таможен провести полный контроль, как автомобиля, так и транспортируемого им груза, если посчитает это нужным.

Грузовой манифест TIR CARNET

Этот документ содержит данные, необходимые при перевозках грузов между различными странами.

  • Страна-отправитель и страна-получатель.
  • Таможня-отправитель и таможня-получатель.
  • Таможни в порядке очерёдности их прохождения.
  • Информация о перевозимом грузе: наименование, код по ТН ВЭД, вес брутто и нетто, число мест.
  • Информация о числе мест и указания о соответствующих таможнях назначения.
  • Перечень сопровождающих товар транспортных документов с указанием их номеров.
  • Номер регистрации автомобиля, выполняющего перевозку.
  • Номера применённых пломб, печати и прочие отметки таможни.

Если имеется соответствующий опыт, то всё необходимое можно заполнить и самостоятельно. Однако, для этого необходимо тщательно изучить множество самых различных бумаг, нередко оформленных довольно аляповато.

Поэтому лучше все же поручить заполнение документов специалистам, как правило, имеющимся на таможнях.

Сколько стоят услуги таможенного брокера и, чем они могут помочь участнику ВЭД, вы можете узнать в одной из наших статей.

Накладные при перевозках

Накладные КДПГ (CMR) готовятся в трёх, как минимум, экземплярах, каждый из которых заверяется как отправителем, так и перевозчиком. Оригинальный экземпляр оставляет себе отправитель, а два других следуют вместе с грузом.

Система декларирования (TIR-EPD) МСАТ поддерживается на сегодня 31 страной.

По окончании транспортировки один из имеющихся экземпляров заверяется получателем и возвращается перевозчику. Получателю груза достаётся последний экземпляр.

За полноту и достоверность данных в CMR вся ответственность лежит на том, чья печать стоит в 22-й графе документа. Подробнее о том, что такое CMR мы уже уже рассказывали в предыдущей статье.

Необходимо особо подчеркнуть важность совпадения данных, указанных во всех экземплярах не только данного документа, но и вообще во всех перевозочных документах.

Международные автоперевозки – кто и как может этим заниматься

Порядок оформления автоперевозчиками разрешения на производство ими международных перевозок устанавливается специальным Положением правительства о допуске к подобным перевозкам. В настоящее время действует положение № 505 от 24.05.2012. Некоторые необходимые выдержки из него приведены далее.

Основные условия, выполнение которых необходимо для оформления разрешения на выполнение международных автоперевозок.

  1. Наличие автотранспортных средств, принадлежащих заявителю и удовлетворяющих требованиям действующих норм.
  2. Компетентность лиц, несущих ответственность за выполнение трансграничных автоперевозок.
  3. Наличие страхового полиса у перевозчика.

Что необходимо для оформления разрешения на производство международных автоперевозок:

  • заявление о выдаче удостоверения;
  • подтверждение прав собственника или другое юридически сильное обоснование владения транспортными средствами;
  • документы о государственной регистрации соответствующих автотранспортных средств;
  • страховой полис;
  • документальное подтверждение профессиональной состоятельности ответственного работника;
  • опись прилагаемой документации.

С целью оформления допуска на выполнение международных автомобильных перевозок заявитель представляет перечисленные выше документы местному подразделению Ространснадзора по адресу собственной регистрации.

Вас интересует какие документы могут истребовать у перевозчика для контроля? В утверждённом Министерством транспорта России «Административном регламенте по надзору в сфере транспорта» имеется пункт 11, который содержит в себе подробный перечень необходимых документов, необходимых при ввозе или вывозе различных грузов на территорию России или из неё.

Как отследить перевозку — система SafeTIR

Любая компьютерная система нуждается в её защите от вредоносного проникновения. Система международных автоперевозок TIR в полной мере столкнулась с необходимостью обеспечения собственной безопасности.

TIR и эволюция – вовсе не враги и в 1995 году, по причине актуальности указанной задачи, а также из-за необходимости контроля за доступом к МДП Административный комитет решил принять Рекомендацию о создании контрольной системы за использованием книжек МДП. Данная программа, под названием SafeTIR, была внесена в Конвенцию МДП (Приложение 10).

Позже МСАТ создал программный инструмент «SafeTIR в реальном времени», допускающий оперативное отправление в МСАТ сведений о завершении действия МДП, как это и предусмотрено Приложением 10. Эти данные, по их получению, становятся доступными всем присоединившимся к системе, благодаря чему они получают возможность быстро проверить каждую книжку МДП.

Предварительное декларирование перевозок (TIR-EPD)

Система декларирования (TIR-EPD) МСАТ поддерживается на сегодня 31 страной, среди которых находится и Россия. Заблаговременное информирование (основная суть обсуждаемого сервиса) помогает облегчить и ускорить предстоящее таможенное оформление грузов и их контроль, а также увеличивает пропускную способность таможенных пунктов.

Какие преимущества обеспечивает эта система? Если речь идет о транспортных операторах, то:

  • она предоставляется бесплатно;
  • обеспечивает конфиденциальность данных;
  • способна передать информацию о перевозках одновременно в несколько стран;
  • просто и безопасно пользоваться.

Выдачей книжек МДП в России занимается АСМАП.

Органам таможни эта система:

  • гарантирует поступление информации только от зарегистрированных автоперевозчиков;
  • обеспечивает действительность указанной в декларации книжки МДП;
  • заблаговременно располагает информацией о предстоящих перевозках;
  • предоставляет возможность проверки книжек МДП на предмет их действительности.

Для международных торговых отношений эта система:

  • снижает возможность рисков;
  • упрощает проезд через таможенные границы;
  • уменьшает затраты на выполнение перевозок;
  • соответствует современным требованиям безопасности.

Даже неполное перечисление преимуществ подтверждает факт полезности системы TIR-EPD как в плане её применения, так и в смысле экономии средств перевозчиков.

Национальные особенности применения TIRCarnet

Уже довольно давно в отношениях между Россией и МСАТ наблюдаются серьёзные трения. В разные периоды времени на протяжении 2002-2015 г.г. эти разногласия угрожали полным сворачиванием любого сотрудничества между сторонами. В июне-июле 2015 года наметилось «потепление», однако трудно сказать, чем оно закончится. По этой причине можно констатировать следующее:

  1. Некоторые российские таможни будут обращать внимание на систему TIR и обслуживать соответствующие автомобили согласно принятым соглашениям. Однако список таких таможен, хотя, и согласован сторонами, не является пока утверждённым на правительственном уровне в России, а потому нет никаких гарантий его стабильности и даже принципиальной сохранности.
  2. Практически в любой момент могут возникнуть новые, до сей поры неизвестные, «подводные камни» на границах России. Или наоборот, совершенно неожиданно могут исчезнуть уже имеющиеся на сегодня проблемы, в частности, небольшого числа таможен, через которые есть смысл следовать автомобилям с документами TIR. Однако ни названий таможен, ни сути исчезнувших или появившихся проблем не может назвать сейчас никто.

Никто сегодня не может сказать определённо, каковы будут отношения между Россией и МСАТ завтра. Но теперь вам известно, что означает TIR на фурах и, каковы преференции участников этой системы.

Дополнительные сведения по теме вы найдёте в рубрике «Транспортные документы».

Источник: https://vedinform.com/freight/trans-docs/tir.html

TIR в системе международных автомобильных перевозок

Книжка МДП (Carnet TIR) как основа международных дорожных перевозок

     страны, подписавшие соглашение TIR

     страны, не подписавшие TIR, но в которых применяется соглашение TIR

TIR (фр. Transports International Routiers, «Международные дорожные перевозки») — система международных автомобильных перевозок товаров, работающая на основе Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП.

Система была основана 14 ноября 1975 года в Женеве для упрощения и согласованности административных формальностей при международных автоперевозках.

Компании, специализирующиеся на международных грузоперевозках, и являющиеся участниками ассоциации, пользуются таможенными документами, называемыми книжками МДП (Carnet TIR), по которым разрешается пересекать границу без уплаты пошлин в пограничном пункте пересечения.

Международная конвенция МДП и созданная на её основе система были приняты под эгидой Европейской экономической комиссии ООН. На 1 января 2006 г. к международной договорённости присоединилось 56 участников.

Данная международная транзитная таможенная система, предоставляющая максимальные возможности для перемещения через границы товаров:

  • в опечатанных грузовиках или контейнерах;
  • отправленные из таможни в одной стране в таможню другой страны;
  • без обязательных полных проверок, отнимающих много времени, на промежуточных границах;
  • в определённое время, предоставляемое таможенными властями, с требованиями безопасности и гарантиями.

Система перевозок TIR занимается не только таможенным транзитом по автодорогам, но сочетает, по возможности, перевозки с другими видами транспорта (например, железнодорожным, речным и даже морским транспортом), в то время как другая часть транспорта ездит лишь по дорогам.

Сейчас уполномочено более 40000 международных перевозчиков (соответствующими органами своего государства) для участия в системе TIR, и они ежегодно более 3,2 млн раз используют право ускоренного оформления таможенных документов.

В свете ожидаемого усиления мировой торговли, будущего расширения географических границ и предстоящего введения электронной системы TIR (так называемой «системы е-TIR»), предполагается, что система TIR станет по-настоящему глобальной транзитной таможенной системой.

Странами-членами ЕЭК ООН являются 56 государств.

Carnet TIR (книжка МДП) — таможенный грузопроводительный документ, дающий право перевозить грузы через границы государств в опломбированных таможней кузовах автомобилей или контейнерах с упрощением таможенных процедур.

Документ покрывает автомобильные и железнодорожные перевозки грузов (осуществляемые в автофургонах, трейлерах, полутрейлерах и контейнерах) между государствами, признавшими «Таможенную конвенцию о международной перевозке грузов с применением книжки международной дорожной перевозки (МДП)» 1959 г. и 1975 г. Все автомобильные транспортные средства должны иметь соответствующие разрешения компетентных органов на их использование. Выдаётся компетентными органами страны. Оформляется в виде книжки с отрывными листами, отрываемыми при прохождении грузом очередной таможни.

Что такое Carnet TIR или Книжка МДП в международных перевозках автомобильным транспортом

Книжка МДП или Carnet TIR или просто ТИР это одно и тоже, так называется транспортный документ на одну международную перевозку и применятся ПЕРЕВОЗЧИКОМ для облегчения и ускорения прохождения границ. Carnet TIR (ТИР) представляет из себя тоненький альбомчик с отрывными листами и особенно волновать заказчика не должен.

Вот на что точно надо обращать внимание заказчику перевозки груза, то это на условия международной дорожной перевозки которые записываются в международную транспортную накладную – CMR.

В случае возникновения вопросов и конфликтов в отношении перевозимого товара, более весомую для грузовладельца роль играет именно CMR.

Вам – Заказчику международной перевозки груза, интересно в книжке МДП только то что, для заполнения этого документа перевозчик или экспедитор потребует от Вас предоставить данные без которых перевозчик везти ваш груз не сможет, эти данные лучше подготовить заранее:

  • адрес получателя;
  • таможня в которую следует ваш груз;
  • таможенные коды (ТН ВЭД) для каждого перевозимого товара;
  • вес брутто каждого товара, обратите внимание что вес в carnet TIR пишется именно БРУТТО;
  • количество мест каждого кода;

Остальное, касательно книжки МДП, заказчика волновать не должно.

Если вам просто интересна кухня международных перевозок то читайте дальше:Carnet TIR это документ используемый при автомобильных международных перевозках грузов, позволяющий перевозчику перевозить грузы под таможенными пломбами в сертифицированных таможней пространствах (кузовах автомобилей и контейнерах) пересекая границы в существенно облегченном режиме.

Книжка МДП работает на основе Таможенной конвенции о международной перевозке грузов. Более подробно можно ознакомиться на сайте международного автотранспортного союза IRU.

По книжке МДП перевозчик имеет право пересекать транзитом территории только тех государств которые подписали эту конвенцию МДП.

Перевозчикам книжки МДП выдаются за деньги национальными ассоциациями (в России это АСМАП).

Национальные ассоциации международных перевозчиков контролируют своих перевозчиков и представляют таможне своего государства гарантию уплаты платежей если перевозчик накосячил и не доставит перевозимый товар до таможни назначения.

На каждую перевозку одним транспортным средством выдается одна книжка МДП, действительная до завершения перевозки. В процессе перевозки таможенные органы, как правило, контролируют только сохранность таможенных пломб.

На каждой границе таможня вырывает себе на память лист из книжки МДП и заполняет оставшийся в книжке корешок от этого листа, таким образом в таможнях остаются вершки – «следы» прохождения груза а перевозчику остаются корешки и обложки от книжки МДП, которую он потом сдает в свою ассоциацию, которая эту книжку ему выдавала.

АСМАП является субъектом ГАРАНТИЙНОЙ ЦЕПОЧКИ и несёт финансовую ответственность ЗА ВСЕХ СВОИХ перевозчиков (держатерей книжки МДП)! В случае обоснованной претензии от любой таможни страны участницы конвенции МДП, АСМАП как гарант покрывает претензии, а уже потом разбирается со своим держателем МДП который допустил нарушение повлекшее за собой штрафные санкции.

При этом надо понимать, что таможня все равно имеет право проведения контроля транспортных средств перевозчика и перевозимых грузов в любое время которое посчитает нужным.

Что такое система МДП?

‘TIR’ расшифровывается как Transports Internationaux Routiers (Международные Дорожные Перевозки) и является Международной системой таможенного транзита.

 МДП – единственная универсальная транзитная система, позволяющая транзит товаров из страны отправления в страну назначения, под таможенными печатями и пломбами, при этом меры таможенного контроля признаются на протяжении всей перевозки.

Это минимизирует административные и финансовые затраты, и уплата таможенных пошлин и налогов, в отношении которых существует риск неуплаты, покрыта международной гарантией. 

История создания

Система МДП была создана с целью упрощения торговли и транспорта одновременно с внедрением международной гармонизированной системы таможенного контроля, что эффективно обеспечивает доходы каждого государства, через которое транспортируются товары. 

Вскоре после окончания Второй мировой войны, в 1949 г., несколько европейских государств подписали первое Соглашение МДП, которое привело к разработке Конвенции МДП в 1954 г. под эгидой Экономической Комиссии Организации Объединенных Наций для Европы (ЕЭК ООН).

Система МДП сегодня

На начало 2010 г. система МДП насчитывает 68 договаривающихся сторон (включая Европейский Союз) на четырех континентах.  Много других стран Африки, Азии, Среднего Востока и Южной америки продемонстрировали свою заинтересованность в присоединении к системе в ближайшем будущем.   

За последние 10 лет количество книжек МДП, выданных в год, составляло порядка 3 миллионов.  

Система МДП оказалась чрезвычайно успешной и является единственной действующей глобальной системой таможенного транзита. Такая популярность объясняется особенностями режима МДП, который предлагает транспортным операторам и таможенным органам простую, гибкую, экономически выгодную и надежную систему международных перевозок грузов через границы. 

В заключение, МДП – это реализация многостороннего подхода: 

    • Доступ в 57 стран, работающих в системе МДП
    • Низкая стоимость управления, высокий уровень гарантии
    • Безопасность по всей цепочке перевозки 
    • Снижение задержек и затрат для международного транзита товаров 
    • Упрощение торговли: товары перемещаются через международные границы при минимальном вмешательстве
    • Поощрение международной торговли
    • Экономические выгоды для отдельных лиц и стран

Источник: tir, что такое tir, мдп, что такое мдп, автомобильные перевозки

Источник: http://TBNcom.com/publ/avtomobilnye_perevozki_road_transport/dokumentacija_perevozok/tir/11-1-0-72

Книжка МДП: расшифровка, правила заполнения, порядок, журнал учета

Книжка МДП (Carnet TIR) как основа международных дорожных перевозок

Термин «МДП» означает «Международные дорожные перевозки». По-английски это обозначается TIR (ТИР). Это комплексная процедура, регулирующая международные автомобильные перевозки. Это универсальная система, обеспечивающая транзит различных товаров между странами под таможенными пломбами и печатями, которые признаются в течение всей транспортировки.

Зародившись в конце 1940-х, механизм постепенно развивался, и теперь обеспечивает странам, входящим в эту систему, гарантию таможенных сборов и уменьшение затрат времени и денежных средств, сопряжённых с международными перевозками.

Нормативное регулирование

Международная Конвенция МДП, разработанная при участии ООН в 1954-м году, регулирует все сопряжённые вопросы. За её исполнением следит Международный союз автомобильного транспорта, действуя на местах через региональных представителей. На территории Российской Федерации действует Ассоциация международных автомобильных перевозчиков.

О документе

Основное орудие регулирования перевозок из одной страны в другую – это книжка МДП. Она представляет собой блокнот с отрывными листами. Его составные элементы следующие:

  • тёмно-жёлтая обложка;
  • манифест о грузах;
  • отрывные листы с корешками (они парные: один белый, другой зелёный);
  • протокол;
  • задняя сторона обложки, дополненная отрывной частью.

Каждая книжка МДП имеет свой уникальный номер, который составляют две латинские буквы и семь цифр.

Понятие и предназначение

Книжка МДП содержит сведения:

  • страна, отправляющая груз;
  • страна, принимающая его;
  • процедура таможенного досмотра;
  • описание груза;
  • ТН ВЭД;
  • вес (брутто и нетто);
  • грузовые места (количество);
  • документы, сопровождающие товары;
  • регистрационный номер ТС, перевозящего груз;
  • таможенные отметки, включая наложенные пломбы.

Виды и особенности

Книжка МДП различается количеством листов. Их может быть от 4 до 20. Поэтому при выборе блокнота следует определиться с маршрутом и заранее представить себе процедуру ведения книжки.

Когда используется

В этом документе фиксируются сведения о прохождении таможенного досмотра. Из блокнота выдираются листы и остаются только корешки.

https://www.youtube.com/watch?v=kpdBDejQjLs

Листы книжки считаются попарно: белого и зелёного цветов. Выдранный белый лист означает факт открытия ТИРа. Вырванный зелёный лист символизирует его закрытие. Нечётное количество корешков означает открытый ТИР, а чётное – закрытый.

Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП и ее действие

Как оформить

Хотя сам по себе этот блокнот стоит недорого и доступен в широкой продаже, привилегия его применения доступна не каждой транспортной компании. Процедура её получения подразумевает следующие этапы:

  1. Получение от ФТС допуска к международным перевозкам.
  2. Оплата.
  3. Вступление в АСМАП.
  4. Получение карточки допуска на каждый отдельный тягач.
  5. Получение таможенных свидетельств на каждый отдельный прицеп.

Все транспортные средства, на которые приобретаются допуски, должны быть изначально сертифицированы как пригодные для перевозок между странами.

Заполняется документ следующим образом:

  1. Заполнение обложки допускается от руки.
  2. Грузовой манифест (отрывные листы) заполняется предварительно в стране отправления из такого расчёта: два листа на каждую страну. В счёт идут следующие страны: отправляющая, транзитная и получающая. Информация вводится на языке отправляющей страны, но водителю передаётся перевод всех данных. Меры веса и длины, а также валюта обозначаются в единицах измерения, применимых в стране-отправителе.
  3. При открытии таможенной проверки вырывается первый лист.
  4. При закрытии вырывается второй.

Важно заполнять книжку правильно, иначе она будет признана недействительной.

Обложка заполняется следующим образом:

Номер графыКто и как заполняетПримечание
1-5Гарантийное объединение, выдавшее документ.Только гарантийное объединение может вносить изменения в этих графах. Исправления подлежат заверению печатью.
1 «Действителен до…»Каждая книжка имеет срок применения, до которого её можно предъявить таможенной службе.Таможенная служба не принимает книжку, если истекла указанная дата.
2 «Выдана»Наименование гарантийного объединения, выдавшего документ.Наименование должно быть прописано полностью.
3 «Владелец»Полное наименование и адрес перевозчика.Только перевозчик, выполнивший всю процедуру оформления книжки, имеет право ей пользоваться.
4 «Подпись организации».Здесь речь идёт о гарантийном объединении: руководитель ставит свою подпись и печать организации.
5 «Подпись секретаря международной ассоциации»Здесь подписывается секретарь МСАТ.
6-12Владелец
6 «Страна отправления»Государство, откуда производится вывоз товаров.
7 «Страна назначения»Страна, куда ввозится груз.
8 «Регистрационный номер ТС»Регистрационный номер транспортного средства, перевозящего товары.
9 «Свидетельство о допущении ТС»Номер и дата этого документа.
10 «Идентификационный номер контейнера»Актуально при специальных перевозках.
11 «Примечания»Вносятся сведения, которые считаются необходимыми.
12 «Подпись владельцаЗдесь подписывается уполномоченный перевозчик, владеющий этим документом.

Скачать бланк можно тут.

Образец книжки МДП

Полезная информация по вопросу

Книжки МДП недостаточно, чтобы въехать с грузом в Таможенный Союз. С 2012-го года было введено Электронное предварительное информирование (ЭПИ) касательно перевозок по процедуре МДП. В этой электронной декларации указываются все необходимые сведения о грузах.

Этот документ необходимо подать заранее и получить от таможни уникальный MRN-номер (это означает Movement Reference Number, Идентификационный номер отгрузки). Он предоставляется таможеннику, который находит ЭПИ и сверяет с ней груз.

Итак, книжка МДП – это средство, помогающее регулировать автомобильные международные перевозки. Она фиксирует прохождение таможенного контроля и облегчает проверку их осуществления. За нарушение конвенции МДП предусмотрена ответственность.

Карнет TIR/книжка МДП — тема видео ниже:

Источник: http://uriston.com/tamozhennoe-pravo/oformlenie/soprovoditelnaya-dokumentatsiya/knizhka-mdp.html

Carnet TIR / Книжка МДП в международных перевозках автомобильным транспортом

Книжка МДП (Carnet TIR) как основа международных дорожных перевозок

TIR – аббревиатура французской маркировки «Transport international routier».
МДП – русскоязычный вариант TIR – «Международные дорожные перевозки грузов».

Оба названия именуют один и тот же документ, благодаря которому значительно упрощается и ускоряется прохождения таможенной границы при международной транспортировке грузов.

Книжка МДП не имеет особенного значения для заказчика, чего нельзя сказать об условиях международной дорожной перевозки, записанных в международную транспортную накладную, CMR.

В спорной ситуации именно она играет важную роль для грузовладельца.

Заказчику о Carnet TIR нужно помнить лишь одно: логистическая компания запросит у него данные, которые лучше подготовить заранее:

  • адрес получателя,
  • таможня, через которую будет следовать груз,
  • таможенные коды (ТНВЭД) для каждой единицы груза,
  • вес брутто каждой единицы груза,
  • количество мест каждого кода.

Все остальное касательно книжки МДП перевозчик берет на себя.

Carnet TIR позволяет перевозить грузы под таможенными пломбами в пространствах, сертифицированных таможней (кузовы автомобилей, контейнеры). Право на транзит по территории других стран по книжке МДП действует лишь для списка государств, подписавших конвенцию TIR.

Документ выдается национальными ассоциациями (в России – АСМАП), которые осуществляют контроль над деятельностью транспортных компаний и гарантируют своему государству выплату установленных пошлин, если перевозчик не доставит транспортируемый груз до границы назначения.

Книжка МДП выдается в единичном варианте для перевозки конкретного груза и действует до момента его прибытия в пункт назначения. Как правило, таможенные органы проверяют лишь сохранность пломб.

На каждом таможенном пункте грузоперевозчик отдает листок из книжки МДП, заполняя оставшийся от него корешок. По завершении доставки книжка передается в ассоциацию, которой она была выдана.

            

Что такое Carnet TIR или Книжка МДП в международных перевозках автомобильным транспортом

TIR (он же CarnetTIR, ТИР-карнет, просто ТИР и Книжка МДП) — один из основных документов в международных автомобильных перевозках грузов.

Разработан, чтобы максимально ускорить и облегчить процедуру международной автомобильной перевозки за счет сокращения таможенной волокиты на границе.

ТИР действует на территории стран, подписавших соответствующую конвенцию. В России с недавних пор применяется ограниченно.

Обложка книжки МДП (нажмите на изображение чтобы увеличить)В идеале товар, перевозимый по процедуре МДП (TIR), следует через границы и таможни без лишних задержек. Водитель просто предъявляет магическую книжечку TIR, таможенник вырывает из нее нужный листочек – и всё.

Для таможни наличие ТИРа — гарантия, что товар перевозится с соблюдением всех норм, предъявляемых к международным автоперевозкам, и что таможенная пошлина обязательно будет уплачена. Перед таможней ручается расположенный в Женеве Международный Союз Автомобильного Транспорта (МСАТ или IRU).

В России его представляет Ассоциация Международных Автомобильных Перевозчиков (АСМАП). Среди прочего, МСАТ/АСМАП гарантируют таможне уплату таможенных сборов до 60 тысяч евро.

ПРИМЕЧАНИЕ: CarnetTIR — это документ транспортной компании и применяется TIR только в международных автомобильных перевозках грузов. В РФ ТИРы продаются только через АСМАП, туда же по окончании перевозки сдаются погашенные ТИРы.

Каким условиям нужно удовлетворять, чтобы получить ТИР, можно узнать в АСМАП. Все книжки-ТИР именные, с уникальным номером. Тешить себя надеждой, что кто-то добрый сможет одолжить вам ТИР на одну перевозочку в обход АСМАПа, смысла не имеет. 

На практике все гораздо сложнее, чем на словах и в конвенциях. ТИР очень удобен, спору нет, но это не панацея. Для дорогостоящих грузов, сумма таможенных сборов по которым превышает 60 тысяч евро, он, очевидно, не подходит. Однако с некоторых пор в России даже недорогие грузы везти по ТИРу стало проблематично. Особенно при импорте.

В 2013 году ФТС РФ, постановила что ТИР не является достаточным обеспечением уплаты таможенных сборов. Процесс международной перевозки груза стал весьма запутанным, а расходы перевозчика существенно возросли.

Помимо ТИРа теперь требуется дополнительное обеспечение – гарантийное поручительство, гарантийный сертификат, банковская гарантия, свидетельство таможенного перевозчика или же таможенное сопровождение. Больнее всего решение ФТС РФ ударило по сборным грузам. В ТИРе возможно указать до трех таможен назначения.

Но на деле по ТИРу можно доехать только до первой российской таможни назначения. Там ТИР принудительно закроют, и дальше груз поедет по другой таможенной процедуре. Таким образом, в области российского импорта ТИР оказался урезан до перевозок недорогих цельных грузов с одной таможней назначения. Тем не менее он остается востребован.

В Европе, как и раньше, он действует без ограничений и избавляет от многих проблем. ТИР – собственно европейские изобретение и европейцы его защищают. 

При перевозке без ТИРа вероятность попасть на досмотр в той же самой Польше, на выходе из ЕС, куда больше, со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Поэтому многие перевозчики все также открывают ТИР Европе, едут до первой российской таможни назначения, а там оформляют новое обеспечение, как правило гарантийное поручительство. Благо брокеров много.

Альтернативы использования книжки МДП в международных перевозках автомобильным транспортом?

Международные автомобильные перевозки по книжке МДП не единственный возможный вариант выполнить доставку груза:

  • предоставление гарантии от получателя, что означает уплату таможенных платежей до перевозки;
  • поручительство со стороны страховой компании;
  • самый простой и наименее затратный вариант – это нанять таможенного перевозчика, который сам позаботится о гарантиях перед ФТС.

Источник: http://shandy-trans.com/carnet-tir-knizhka-mdp-v-mezhdunarodnykh-perevozkakh-avtomobilnym-transportom

Правничок
Добавить комментарий